Меню

Спектакль с соломиным не все коту масленица

Новости

«Звуковой архив Малого театра» СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА» А.Н.ОСТРОВСКОГО

«Звуковой архив Малого театра»

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА» А.Н.ОСТРОВСКОГО

Продолжаем публикацию аудиозаписей из комплекта грампластинок, выпущенных к 150-летию Малого театра…

Дарья Ивановна – О.Чуваева

Ю.А.Дмитриев
Из книги «Академический Малый театр. 1941-1995»

«Не все коту масленица» А.Н.Островского

Пьесу «Не все коту масленица», впервые сыгранную в Малом театре в 187Г году, И.А.Гончаров относил к лучшим творениям драматурга. Новый спектакль, поставленный В.Хохряковым (он же играл роль Ахова) и оформленный В.Клотцем, впервые пошел 23 марта 1973 года.

Режиссер так говорил о своей постановке: «Нам не хотелось подчеркивать традиционные мотивы обличения темного царства. Мы стремились уйти от подобной трактовки пьесы и сделать ее по возможности светлой, праздничной, спектакль о молодости и любви. Именно поэтому в нем много движения, песен, танцев» (См.: «Не все коту масленица». — «Театр. Москва», 1978, № 24, с. 7).
Музыку написал Р.Браславский, танцы поставил П.Гродницкий.

Если говорить о постановке, то она была, как говорят профессионалы, типично актерской. Каждому актеру предоставлялась полная свобода, отсюда возникали и импровизации. Режиссер же стремился сблизить комедию с водевилем, максимально насыщал ее музыкой и танцами, хотя сам драматург полагал, что главное в этой пьесе — московский быт и купеческий язык, доведенный до совершенства.
Критик писал, что артисты В.Хохряков — Ахов, Т.Торчинская — Агния, В.Соломин — Ипполит, О.Чуваева — Кругло-ва, Г.Скоробогатова — Феона «обходили сложности с острым изяществом, с легкостью, артистизмом, к которому применим эпитет мольеровский» (Велехова Н. Ищу Островского. — «Сов. культура», 1973, 25 мая).

Театр играл спектакль о победе полнокровного живого бытия над самодурными догматами. Зрителя мало интересовало, как сложатся взаимоотношения Ахова, но сегодняшнее поражение самодура воспринималось как праздник. Всем существом спектакль протестовал против самодурства Ахова, над ним смеялись, шутили, иронизировали. Это ведь только в своем мнении он по-прежнему влиятелен и может кураншться напропалую. У Хохрякова Ахов выглядел внушительно только благодаря фигуре и манере держаться, но никто его больше не боялся, а его домостроевские претензии вызывали просто смех, это касалось даже аховской кухарки (Г.Буканова).

Виктор Комиссаржевский назвал спектакль «замоскворецким лубком» и написал, что показ такого лубка — дело славное (См.: Комиссаржевский В. Оглянись и посмотри вперед. — «Театр», 1974, № 4, с. 19).

Решил Ахов изжить молодую Агнию, а зрители смеялись над этой его попыткой, потому что представал Ахов в виде своеобразного монстра и слишком откровенен был он в подлости, так что все его приемы сразу стнановились очевидными.

Что касалось Ипполита, то он производил впечатление с первого взгляда: сапоги были до блеска начищены, волосы напомажены, на совсем молодом, даже мальчишеском, лице красовались усики. И человек он был вроде разбитной, но в то же время застенчивый. По его собственному утверждению, в нем «отчаянности довольно», но одновременно «человек он не вполне», так как живет в людях. В.Соломин в этой роли был пластичен, изящен, даже когда его поза казалась неуклюжей. Он и колесом проходился, и в окно выпрыгивал, когда узнавал о приходе «грозного» хозяина, и отлично танцевал со своей ненаглядной Агнией.
Веселая водевильная направленность, которая отличала постановку, нравилась не всем. Один критик, человек, по-видимому, сугубо серьезный, и даже суровый, написал: «Ипполит не хотел встречаться с Аховым и по пьесе уходил в другую комнату. Но ведь это так обыденно, так «рутинно». И вот в спектакле Ипполит при вести о приближении Ахова начинал как угорелый метаться по комнате, затем бросался вперед и рыбкой выпрыгивал в окно под хохот публики. Актер сыграл «на вызов», но понял ли он (как и постановщик), что, добившись минутного успеха у невзыскательной публики, он унизил артистическое достоинство, не говоря уже о том, что его выходка оскорбительна для автора пьесы» (Лобанов М. Искусство сценической правды. – «Сов. Драматургия», 1986, №1, с.276). Почему актер унизил свое достоинство и тем более оскорбил автора пьесы, оставалось непонятным. Молодой человек не хотел встречаться с хозяином и выпрыгивал в окно. Случай, как говорится, житейский. Помнится, в другой замечательной пьесе человек более зрелых лет и к тому же имевший достаточно высокий чин так же удирал через окно. Наверное, все догадались, что речь идет о «Женитьбе» Н.В.Гоголя.

Читайте также:  Что значит дрожание хвоста кота

Источник

Не всё коту масленица

Театр Маяковского. Сцена на Сретенке

С пектакль «Не всё коту масленица» появился на сцене Театра им. Владимира Маяковского два года назад. Тогда он шел на маленькой сцене филиала на Сретенке, затем, когда филиал закрылся на ремонт, эту постановку по пьесе Александра Островского перенесли на Малую сцену здания Театра на Никитской. И здесь он прижился.

Поставил эту комедию из купеческой жизни Леонид Хейфец. Он из тех режиссеров, для кого никакая — даже самая оригинальная — концепция не может заслонить актера. Настолько, что его спектакли хочется назвать актерскими, чуть ли не исключив режиссера из числа создателей.

Нет, конечно, режиссер есть. И именно его работа с актерами делает спектакль таким пронзительным. Причем любой спектакль — вне зависимости от его содержания. В данном случае сам Островский говорил, что эта его пьеса является скорее этюдом, что в ней нет никаких сценических эффектов. Их, и вправду, нет. А есть — трогательная история любви, за которой ненавязчиво проступают размышления о чести, о вере в себя, человеческом достоинстве и человеческом же праве на счастье.

Сам же сюжет вполне типичен для Александра Островского. Замоскворецкий купец Ахов (этот самодовольный «хозяин жизни» в исполнении Виктора Запорожского) решает «купить» себе в жены молоденькую Агнию (Наталья Палагушкина). Казалось бы, все просто, но чего он не ожидает, так это сопротивления — и самой озорной и смелой Агнии, и ее гордой и независимой матушки (Оксана Киселева), а главное, своего трусоватого (и тоже, к слову, бедного) племянника Ипполита (Всеволод Макаров). И в очередной раз Островский демонстрирует простую истину — когда речь идет о чувствах искренних и крепких, деньги оказываются бессильны. Ну, не то чтобы совсем бессильны — все-таки Ипполиту дают согласие на брак лишь после того, как ему удается «отвоевать» свои кровно заработанные деньги у дядюшки-скупердяя, но ведь не в эмпиреях мы живем, правда? И как к деньгам не относись, а кушать хочется — пусть не икры, но хотя бы хлеба. Так что Островский не перестает быть реалистом, хотя с удовольствием «зло» и наказывает. Остается Ахов в дураках, ведь не даром говорится в русской пословице: не все коту масленица, бывает и Великий пост.

Читайте также:  Кот тяжело дышит храпит

Леонид Хейфец очень бережно относится к тексту — не придает ему никаких современных реалий, не ищет новой лексики, не превращает купцов в топ-менеджеров, но тем не менее, вчитываясь вместе с актерами в этот самый текст, режиссер вычерчивает очень точную схему современных человеческих взаимоотношений. И, как оказывается, зрителю этого вполне достаточно — им не надо жирно подчеркивать сходства с современными реалиями. Хватает и того, что Хейфец крупным планом дает столкновение различных мировоззрений. Даже, возможно, не так масштабно — различных представлений о морально-нравственных критериях.

И тогда ассоциации и аналогии рождаются уже сами собой, а герои, находящиеся от зрителя на расстоянии вытянутой руки, перестают выглядеть архаичными и старомодными, превращаясь в наших современников…

Что делает спектакль успешным? Все чаще на этот вопрос отвечают достаточно однообразно — неожиданное и острое режиссерское решение. Поиск точек соприкосновения с сегодняшними реалиями, взгляд на них через увеличительное стекло. Как правило, в ответе редко фигурируют актеры — разве что те из них, кто обладает звездными именами. Ни одного из названных составляющих не сыщешь на Малой сцене Театра имени Маяковского.

Но, тем не менее, эти самые «не звездные» имена хочется запомнить. Запечатлеть всех тех, кто выходил на эти крошечные, одетые в легкий ситец (художник — Валерий Фомин), подмостки: и Виктора Запорожского, и Наталью Палагушкину, и Оксану Киселеву, и Всеволода Макарова. А главное — само понятие актера на сцене. Понятие, все чаще ускользающее от внимания; попадающее в тень массивной режиссерской фигуры. И тем ценнее редкие случаи, когда происходит обратное. Когда режиссер позволяет себе роскошь самому остаться в тени. Когда после работы с ним актеры вдруг словно вспоминают, что спектакль невозможен именно без них. Что им выходить на сцену, им оставаться один на один со зрителем. И вот тогда-то рождается подлинный театр. Театр, который сложно описать и почти невозможно пересказать, но в который хочется вернуться. Театр, цена которому та самая, о которой говорил Немирович-Данченко — два актера да коврик. Все. И режиссер, ненавязчиво направляющий их из-за кулис. Самая высокая цена, по правде говоря.

Источник

Спектакль «Не всё коту масленица» — отзывы

Все дни В выходные

Описание

Продолжительность: 2 часа 30 минут

Многим зрителям памятна предыдущая постановка комедии «Не всё коту масленица», в которой блистал незабвенный Виталий Соломин. Над выпуском новой сценической версии одной из самых остроумных и веселых пьес великого русского драматурга работала постановочная команда во главе с режиссёром Виталием Ивановым. Музыку к спектаклю написал композитор Максим Дунаевский. Артисты Малого театра расскажут вам поучительную историю о том, как богатый купец Ермил Зотыч Ахов и его приказчик Ипполит добивались руки скромной, но твердой в своих решениях девушки Агнии. «Кажется, что спектакль сыгран актерами с особой любовью. Здесь все хороши: кокетливая, порывистая Агния (Дарья Мингазетдинова) составляет ироничный и эмоциональный дуэт со своей матерью в ярком исполнении Ирины Жеряковой.Виктор Низовой чрезвычайно убедителен в возрастной роли чванливого купца Ахова, одуревшего от сознания собственного богатства. И, конечно, безусловная актерская удача – Глеб Подгородинский в роли Ипполита, виртуозно играющий человека робкого, но настойчивого и знающего себе цену» (Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», май 2016 г.)

Видео

Организатор: Малый театр

Легкий и весёлый спектакль. Очень хорошая игра артистов. Получили массу положительных эмоций.

Читайте также:  Если у породистого кота нет родословной

Не успела прийти и сразу же напишу отзыв. Это было восхитительно, до мурашек. Игра актеров, взгляды. Иногда казалось будто я с ними на сцене стою. Всем рекомендую сходить на шикарнейший спектакль с потрясающими актерами.

Источник

Не всё коту масленица (1978)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

новое сообщение

отзывы

Обожаю этот спектакль. Не один раз пересматривала. Я вообще очень Островского люблю. И читать, и смотреть. Как он современен и как актуален.

А в этом спектакле мне нравится все. Игра блистательная! Музыка — чудо-расчудесное))
Отдельное удовольствие — Соломин. До чего талантлив!
В общем, не фильм, а полный блеск!

№17 Костромской
Думаю что мало кто разделяет Ваше мнение.

Ваше сообщение не несёт информации.

Практически на любую театральную или кинематографическую работу найдутся любители (не говоря уже об обожателях отдельных актёров), комментарии на сайте тому лишнее подтверждение.
То, что я написал, это моё личное мнение.

№12 Ивлев Игорь
Erna (Moscow)

А разве не чудо,что шедевры можно создавать не только в главных ролях, но и казалось бы там где и развернуться негде. Посмотрите на Скоробогатову. Именины сердца.

Источник



Афиша

Многим зрителям памятна предыдущая постановка комедии «Не все коту масленица», в которой блистал незабвенный Виталий Соломин. Над выпуском новой сценической версии одной из самых остроумных и веселых пьес великого русского драматурга работала постановочная команда во главе с режиссёром Виталием Ивановым. Музыку к спектаклю написал композитор Максим Дунаевский. Артисты Малого театра расскажут вам поучительную историю о том, как богатый купец Ермил Зотыч Ахов и его приказчик Ипполит добивались руки скромной, но твердой в своих решениях девушки Агнии. «Кажется, что спектакль сыгран актерами с особой любовью. Здесь все хороши: кокетливая, порывистая Агния (Дарья Мингазетдинова) составляет ироничный и эмоциональный дуэт со своей матерью в ярком исполнении Ирины Жеряковой.Виктор Низовой чрезвычайно убедителен в возрастной роли чванливого купца Ахова, одуревшего от сознания собственного богатства. И, конечно, безусловная актерская удача – Глеб Подгородинский в роли Ипполита, виртуозно играющий человека робкого, но настойчивого и знающего себе цену» (Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», май 2016 г.)

Режиссёр-постановщик — заслуженный деятель искусств России Виталий Иванов

Художник-постановщик — заслуженный работник культуры России Александр Глазунов

Художник по костюмам — Алексей Трефилов

Композитор — народный артист России Максим Дунаевский

Режиссёр — заслуженная артистка России Зинаида Андреева

Художник по свету — заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов

Балетмейстер — заслуженный артист России Антон Лещинский

Ассистент балетмейстера — Пётр Казьмирук

Хормейстер — Галина Гусева

Педагог-хореограф — Наталья Цыбульская

Помощники режиссёра — заслуженный работник культуры России Гана Маркина, Татьяна Егорова

Суфлёры — заслуженная артистка России Лариса Андреева, Дарья Сидорова

В спектакле звучат русские народные песни в исполнении Галины Гусевой
Музыкальное сопровождение спектакля: гитара – заслуженный работник культуры России Михаил Иванов, лауреат международных конкурсов Роман Чикаидзе

Премьера — 15 марта 2016 года.

Продолжительность спектакля — 2 часа 30 минут.

12+

Комедия в 2-х частях
Сцены из московской жизни
Спектакль идет с одним антрактом

Действующие лица и исполнители:

Дарья Федосеевна Круглова, вдова купца Ирина Жерякова Любовь Ещенко

Источник