Как сделать каркас из арматуры

Как сделать каркас из арматуры

Как сделать каркас из арматуры
СОДЕРЖАНИЕ
0

Процесс вязки армокаркаса на земле

Схематическое изображение устройства каркаса с указанием размеров элементов армирования
Схематическое изображение устройства каркаса с указанием размеров элементов армирования

На самом деле, правильно сделанный, соединенный каркас из арматурных прутьев – это аналог человеческого скелета. Но тут стоит учитывать, что каркас отвечает не только за прочность конструкции. Он также воспринимает и гасит растягивающие нагрузки, деформации в горизонтальной или вертикальной плоскости.

Если для небольших фундаментов часто используется тонкая проволока, то для мощных массивных сооружений проволока уже не подходит, тут нужно использовать прутья арматуры большого диаметра с гладкой или ребристой поверхностью.

При расчете несущей способности зданий часто учитывается допустимая нагрузка прутьев на растяжение и деформацию, и оптимальными с этой точки зрения считаются металлические арматурные прутья диаметром 6−8 мм. Но каркас – это не только горизонтальный слой арматуры. Дополнительно устанавливаются вертикальные прутья, а также специальные прямоугольные или круглые кольца с конкретным интервалом.

Каркас имеет следующую конструкцию. На горизонтальные слои кладется арматура диаметром 10−20 мм, а на вертикальные – 6−8 мм. Все прутья соединяются между собой жестко, но не сваркой. Только такая конструкция способна обеспечить максимальную прочность и надежность связки стали и бетона. Его нужно всегда устанавливать внутри фундамента, чтобы обеспечить защиту от воздействия внешних агрессивных факторов. Поэтому граничная глубина установки конструкции по отношению к поверхности, должна составлять до 50 мм.

Каркас, собранный из специализированной арматуры, − немаловажный аспект при сборе фундамента сооружения, который должен прослужить долгий срок эксплуатации. Это очень важный аспект в создании крепкого и, самое главное, надежного фундамента. Просто бетон никак не заменит подобную конструкцию, так как не выдержит всевозможные деформационные нагрузки при растяжении. Основная задача бетонной составляющей в фундаменте заключается в том, чтобы противодействовать сжатию конструкции.

Только в условиях, приближенных к идеальным, можно избежать армирования фундамента. Но такие условия в наше время встретить почти невозможно. В случае арматурного каркаса можно провести аналогию с человеком, а точнее с его скелетом. Лишь связка металла с бетоном способна придать сооружению требуемую прочность и нормальную реакцию на какие-то погодные или сейсмические явления, а так же на изменения в грунте.

Огорчает лишь цена такого фундамента, порой сумы на него достигают заоблачных значений. Но к великому сожалению покупателей и к радости производителей, с этим ничего нельзя поделать, так как в строительстве без такого подхода не обойтись. При всей трудоемкости и сложности во время создания этого каркасного сооружения, его, в принципе, можно собрать самостоятельно, сэкономив на тех, кто этим мог заняться.

Арматурный каркас вполне можно сравнить со скелетом. Металл служит не только каркасом для будущей возводимой конструкции, но еще и помогает выдерживать нагрузки и всевозможные деформации, которые не под силу обычному бетонному основанию.

Для создания таких каркасов используются ребристые и гладкие стальные стержни, которые имеют различный диаметр. Гладкие стержни формируют структуру каркаса и имеют средний диаметр 6-8 мм, а ребристые составляющие имеют средний диаметр 10-16 мм, именно они обеспечивают хорошее сцепление с бетоном.

И те, и другие стержни находятся преимущественно в центре конструкции, что помогает обезопасить металл от быстрого ржавения.

Для ленточного монолитного фундамента обычно используют арматуру из 2-х поясов, которые соединены поперечными стержнями, а фундамент дополнительно закрепляют арматурной сеткой. Свайные и буронабивные опоры закрепляют дополнительно вертикальными прутьями.

Созданный каркас можно установить на бетонную подготовку или специальные насадки, на куски бетона или на любой стойкий к деформации строительный материал – все, что найдется под рукой. Самый доступный вариант- использование ПВХ труб или самых обычных “подрозетников”.

Все перпендикулярные ленты должны быть соединены продольной арматурой. При соединении обязательно делайте выпуски, которые придадут дополнительную прочность конструкции. Таким образом формируется единая жесткая рама, которая выдержит все неравномерные деформации даже под углами дома.

Прочность и долговечность любого строения начинается с качественно устроенного основания. Огромное влияние на эксплуатационные свойства базиса здания оказывает его армирование. Поэтому к его устройству, в принципе, как и к любому другому этапу строительства, нужно подходить ответственно. Сделать самостоятельно качественный арматурный каркас для ленточного фундамента не так уж и сложно, если соблюдать все правила и рекомендации.

Бетон – очень прочный и долговечный материал, идеально подходящий для устройства такого ответственного элемента здания, как фундамент. Но есть и в его отличном послужном списке небольшая брешь – бетон не выдерживает больших статических, и уж тем более динамических нагрузок на изгиб. Чтобы исправить такой недостаток в его тело вживляют арматурный каркас, который принимает на себя роль своеобразного скелета.

Как сделать каркас из арматуры

Металлическая конструкция в фундаменте не только улучшают показатели бетонного основания на изгиб, но и помогают ему стойко переносить все деформации и распределять любые нагрузки.

Сегодняшние нерадивые строители упускают из своего внимания эти неоспоримые преимущества металлического каркаса, и гонясь за максимальным удешевлением постройки, используют арматурную конструкцию либо частично, либо из некачественного металла, что впоследствии дает трещины в фундаменте и стенах.

Чтобы этого не произошло, приобретайте только качественный металл. А схема правильной должна стать главной инструкцией на время производства работ по устройству основания.

Сначала прямолинейные участки каркаса вяжутся на земле, а уже после устанавливается в и устанавливаются соединяющие углы.

Этап 1. Чтобы правильно определить размер каркаса нужно помнить о том, что он должен заливаться бетоном со всех сторон примерно на пять сантиметров. С учетом этой информации нужно подготовить проволоку и прутки. Длина проволоки для одного узла примерно 20 см. Лучше начинать делать каркас с самого маленького отрезка фундамента.

Этап 2. На ровную поверхность нужно положить два нижних стержня и аккуратно подровнять.

Этап 3. Примерно на расстоянии в 20 см от концов стержней нужно привязать горизонтальные прутки. Для этого кусок проволоки складывается вдвое и с помощью него соединяются металлические элементы обычными прокручивающими движениями. При этом плотность узла должна быть умеренной – не слишком тугой, но и не свободной.

Этап 4. На расстояние примерно 50 см нужно привязать таким же способам остальные продольные элементы.

Этап 5. Таким же способом нужно изготовить верхнюю часть каркаса.

Этап 6. Готовые части нужно положить друг напротив друга набок, чтобы части приняли устойчивое положение. Расстояние между ними должно быть ровно длине вертикальных прутков.

Этап 7. Планомерно привязывайте оставшиеся боковые части, при этом для верности проверяйте размеры заготовок. Соединили одну сторону? Отлично! Переворачивайте заготовку каркаса и продолжайте.

Этап 8. Опираясь на вышеописанное мини руководство изготовьте все прямые части для фундамента.

Этап 9. На распорки уложите каркас в опалубку на высоту более 5 см.

Этап 10. Обмерьте угловые участки и сделайте по значениям заготовки.

Этап 11. Присоедините сначала нижние поворотные части, потом вертикальные и верхние. Помните, что нахлест должен быть не менее 50 см.

Поделись ссылкой — это лучший мотиватор для нас

Созданный каркас можно установить на бетонную подготовку или специальные насадки, на куски бетона или на любой стойкий к деформации строительный материал – все, что найдется под рукой. Самый доступный вариант- использование ПВХ труб или самых обычных “подрозетников”.

Правила надежного армирования ленточного фундамента

Бетон хорошо выдерживает изгибающие воздействия, но не может самостоятельно справится и изгибом. Для обеспечения несущей способности выполняют армирование фундамента своими руками. В большей степени это касается ленточных и плитных конструкций. В сваях и столбах металл укладывается больше из конструктивных соображений, чем реальной необходимости.

Правила армирования

Армирование ленточного фундамента и любого другого выполняется с учетом следующих правил:

  • для рабочей арматуры используют стержни класса не ниже А400;
  • не рекомендуется использовать для соединения стержней сварку, поскольку она ослабляет сечение;
  • в обязательном порядке связать металлический каркас из арматуры нужно на углах, сваривание здесь не допускается;
  • даже для хомутов не рекомендуется гладкая арматура;
  • необходимо строго соблюдать защитный слой бетона, равный 4 см, это защитит металл от коррозии (ржавчины);
  • при изготовлении каркасов стержни в продольном направлении соединяют с нахлестом, который принимается равным не менее 20 диаметров прутов и не менее 25 см;
  • при частом расположении металла, стоит контролировать крупность заполнителя в бетоне: он не должен застревать между стержнями.

Пример размещения армирующего каркаса

в ленточном фундаменте

Грамотно подготовленный арматурный каркас — это половина успеха. Именно он спасет фундамент в случае неравномерных деформаций, которые создают изгибающие нагрузки. Стоит более подробно рассмотреть вопрос на примере ленточного фундамента своими руками.

Какая арматура нужна для конструкции

Как сделать каркас из арматуры

Армирование ленточного фундамента предполагает наличие трех трупп стержней:

  • рабочие, которые укладываются вдоль ленты;
  • поперечные горизонтальные;
  • поперечные вертикальные.

Поперечная арматура под ленточный фундамент также называется хомутами. Ее основное предназначение — соединение рабочих прутов в единое целое. Армирование ленточного фундамента выполняется в строгом соответствии с нормативными документами. Какая арматура нужна для фундамента? Чтобы дать точный ответ выполняют сложные расчеты.

Чтобы не нанимать профессионалов, можно обойтись упрощенным вариантом. Технология армирования ленточного фундамента под небольшой дом позволяет назначать сечения конструктивно. Это вызвано тем, что лента воспринимает сравнительно небольшие нагрузки и работает преимущественно на сжатие.

Чтобы сделать армирующий каркас, используют конструктивные, то есть минимально допустимые, размеры сечений:

  • Для рабочего армирования — 0,1 % от площади сечения фундамента под дом. При этом если сторона ленты составляет 3 метра или менее, минимально допустимое значение принимается равным 10 мм. Если сторона здания имеет длину более 3 м, то диаметр рабочего армирования не может быть меньше 12 мм. использовать пруты сечением больше 40 мм не разрешается.
  • Горизонтальные хомуты не могут быть по диаметру меньше одной четверти рабочих. Из конструктивных соображений назначают размер 6 мм.
  • Диаметр вертикальной арматуры зависит от высоты ленты для фундамента дома. Для малозаглубленных, размеры которых составляют 80 см и менее подойдут пруты от 6 мм.

Правила армирования ленточного фундамента заглубленного типа предусматривают использование стержней от 8 мм и более.

Схема типовых сечений стержней арматуры

Если строится здание из кирпича, стоит укладывать арматуру с небольшим запасом. Такой вариант даст уверенность в надежности конструкции.

Вязка арматуры

Как сделать каркас из арматуры

Схема армирования ленточного фундамента предполагает соединения стержней методом связывания. Связанный каркас обладает большей прочностью по сравнению со сварным. Это вызвано тем, что повышается вероятность прожига металла. Но такое правило не касается элементов заводского изготовления. Вне строительной площадки есть возможность соединить детали без существенной потери прочности.

Места вязки арматуры

Разрешается для увеличения скорости работ армировать фундамент на прямолинейных участках способом сваривания. Но армировать углы можно только с использованием вязальной проволоки. Эти участки конструкции являются наиболее ответственными, поэтому торопиться не стоит.

Первый вариант доступен, но подойдет только для небольших объемов. Укладка арматуры в ленточный фундамент в этом случае займет много времени. Для соединения применяют отожженную проволоку, диаметр которой составляет 0,8—1,4 мм. Использование других материалов не допускается.

Схема вязки арматуры для ленточного фундамента

Чтобы построить свой дом, нужно проявить терпение и внимательность. Не стоит экономить время и деньги, поскольку это может вызвать неприятности при эксплуатации. С соединением прутов по длине проблем не должно возникнуть. В этом случае процесс достаточно прост, важно лишь соблюдать минимальную величину нахлеста.

Но как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента по углам? Существует два типа угловых соединений: между двумя перпендикулярными конструкциями и в месте примыкания одной стены к другой.

Оба варианта имеют несколько технологий выполнения работ. Для угловых стен используют следующие:

  1. Жесткое лапкой. Для выполнения работ на конце каждого стержня делают «лапку» под прямым углом. В этом случае прут напоминает собой кочергу. Длина лапки должна составлять не менее 35 диаметров, лучше назначать больше. Загнутую часть стержня присоединяют к соответствующему перпендикулярному участку. Таким образом получается, что внешние пруты каркаса одной стены соединены с внешними другой стены, а внутренние приваривают к внешним.
  2. С применением хомутов Г-образной формы. Принцип действий схож с предыдущим вариантом. Но в этом случае не изготавливают лапку, а берут г-образный элемент, сторона которого имеет длину не менее 50 диаметров рабочей арматуры. Одну сторону привязывают к каркасу одной стены, а вторую — к каркасу перпендикулярной. При этом внутренние стержни нужно соединить с внешними. Шаг хомутов должен составлять три четверти от высоты стены подвала.
  3. С применением хомутов П-образной формы. На угол нужно два элемента, длина сторон которых будет составлять 50 диаметров арматуры. Каждый их хомутов приваривается к двум параллельным прутам и к одному перпендикулярному пруту.

Армирование углов фундамента Армирование примыкания стен фундамента

Как правильно армировать ленточный фундамент на тупых углах. Для этого внешний стержень изгибают до нужной градусной величины и прикрепляют к нему дополнительный в качестве усиления. Внутренние элементы привязываются к внешнему.

Схема правильного и неправильного армирования тупых углов

Величина нахлестов и соединений принимается равной 50 диаметрам. При выполнении работ стоит помнить наиболее распространенные ошибки:

  • связывание под прямым углом;
  • отсутствие связи между внешними и внутренними элементами;
  • продольные пруты соединяют вязкой перекрестий.

Распространенные ошибки вязки

Не стоит повторять эти ошибки при строительстве собственного дома.

Использование вязального крючка

Перед тем как армировать ленточный фундамент, стоит узнать, как пользоваться рабочим инструментом. Специальный пистолет редко используют для частного домостроения, польку такое оборудование требует дополнительных затрат. Вкладываться в инструмент выгодно только для выполнения заказов, а не при возведении одного дома.

Как сделать каркас из арматуры

По этой причине наиболее распространенным инструментом для вязки в частном домостроении стал крючок. Пользоваться им будет проще, если заранее подготовить специальные шаблоны. Такая деталь работает как верстак и существенно облегчает работу. Дело пойдет быстрее. Чтобы изготовить шаблон требуются деревянные бруски, ширина который составляет около 30—50 см, а длина не может быть больше 3 м, поскольку такой верстак неудобно использовать.

Самый распространенный способ вязки — крючком

В деревянном приспособлении нужно просверлить пазы и отверстия, которые повторят очертания стержней в каркасе. В такие отверстия заранее раскладывают куски вязальной проволоки длиной по 20 см, а после этого фиксируют пруты армирования.

Для того чтобы понять технологию вязки, можно рассмотреть примеры. При строительстве потребуется два варианта: для перекрестий (когда элементы расположены перпендикулярно друг другу) и для соединений внахлест. В ленточном фундаменте чаще нужна вторая технология, при возведении плитной конструкции наиболее актуальной будет первая.

Способы вязки

Чтобы соединить уложенный каркас в единое целое при соединении внахлест, крючком следует пользоваться в таком порядке:

  1. соединения выполняют в нескольких местах по длине стыка, месторасположение проволоки назначают так, чтобы она находилась в углубленной части профиля арматуры;
  2. проволоку складывают пополам и укладывают под местом соединения;
  3. с помощью крючка поддевают петлю;
  4. свободный конец подводят к инструменту и накладывают на него с небольшим перегибом;
  5. начинают вращать крючок, закручивая проволоку;
  6. осторожно вынимают инструмент.
Предлагаем ознакомиться:  Теплица на крыше частного дома. Как сделать теплицу своими руками

На одно соединение внахлест процедуру повторяют 3—5 раз. Соединить элементы за один раз, как это делается при перекрестном примыкании, недостаточно. Вязка арматуры под ленточный фундамент в этом случае будет ненадежной, поскольку фиксация в одной точке не предотвращает сдвиг элементов.

Грамотное соединение каркаса позволит гарантировать надежность, прочность и долговечность опорной части здания.

Схема арматурного каркаса с указанием расстояний между поясами

Несмотря на то, что конструкция ленточного фундамента относительно простая, сделать правильное армирование довольно сложно. Для этого нужно помнить о ряде ключевых правил:

  1. Армированию подлежит вся по площади конструкция фундамента.
  2. Запрещено оголять кромки арматуры, в противном случае внутри основания начнется процесс разрушения металла.
  3. Не рекомендуется сваривать места соединения арматуры.
  4. Для создания каркаса используется несколько видов прутьев, продольные могут иметь диаметр 12 мм и ребристую поверхность, а поперечные и вертикальные могут быть и гладкими с меньшим диаметром.
  5. Перед выбором типа арматуры нужно провести подробный расчет нагрузки на фундамент, а также изучить структуру и особенности почвы.
  6. Каркас всегда делается изначально и затем опускается в опалубку.

Особенности каркасов в строительстве фундаментов

Стеклопластиковая арматура на самом деле не является новинкой на строительном рынке, она была разработана и начала производиться еще в 60-е годы прошлого столетия. Однако ее высокая стоимость на момент начала производства способствовала тому, что ее использовали для армирования только тех конструкций, в которых стальные укрепляющие элементы подвергались активной коррозии: бетонных конструкций, эксплуатирующихся в суровых климатических условиях, опор мостов и др.

Стеклопластиковая арматура будет лучшим решением при строительстве бетонных сооружений, контактирующих с морской водой

Активное развитие химической промышленности привело к тому, что со временем себестоимость производства стеклопластиковой арматуры значительно снизилась, что и позволило начать применять ее более активно. Широкому использованию данного материала способствовал и тот факт, что в 2012 году был утвержден государственный стандарт (31938-2012), согласно которому определяются требования не только к производству, но также к методам испытаний стеклопластиковой арматуры.

Как сделать каркас из арматуры

Согласно требованиям вышеуказанного нормативного документа, арматура из стеклопластиковых материалов может выпускаться в интервале диаметров от 4 до 32 мм. Но наибольшее применение, особенно в малоэтажном строительстве, приобрели изделия, диаметр которых составляет 6, 8 и 10 мм. В отличие от аналогичных изделий из стали, стеклопластиковая арматура отпускается заказчику не в виде отдельных прутков, а намотанной в бухты.

Арматура СП: удобная, лёгкая, устойчивая и упругая

В нормативном документе кроме технических характеристик стеклопластиковой арматуры оговорены требования к состоянию ее внешней поверхности. Согласно этим требованиям, на поверхности таких изделий не допускается наличие сколов, расслаиваний, вмятин и других дефектов.

Арматуру, которая изготовлена из композитных материалов, преимущественно используют для укрепления ленточных или плитных фундаментов в малоэтажном строительстве. Объясняется это тем, что данная арматура по причине своего относительно недавнего появления на отечественном строительном рынке еще мало изучена и не протестирована длительной практикой своего использования.

Прежде чем приступить к монтажу арматурного каркаса, необходимо подготовить опалубку для заливки будущего фундамента. Такая процедура выполняется по стандартной схеме, как и в случае использования металлической арматуры. Для армирования ленточных фундаментов небольших строений преимущественно используют композитные прутки диаметром 8 мм, что соответствует 12-ти миллиметровым изделиям из металла. В первую очередь из таких прутков вяжут сетки, из которых затем монтируют армирующий каркас.

Скрепление арматурной сетки с помощью вязальной проволоки

При использовании прутков из композитных материалов важно знать, как вязать стеклопластиковую арматуру так, чтобы из нее получился надежный каркас, который эффективно укрепит бетонную конструкцию. Элементами, которые позволят надежно и правильно связать такую конструкцию, могут быть пластиковые хомуты или обычная вязальная проволока. Выбор того или иного варианта зависит только от личных предпочтений и наличия под рукой тех или иных приспособлений.

В большом количестве случаев каркасное сооружение собирается из прутьев с чистой поверхностью, или же ребристой окантовкой. Прутья с ребристой окантовкой дают высококачественную и надежную сцепку с основным материалом − бетоном. Аспекты, влияющие как на крепость фундамента в целом, так и на прочность самого каркаса:

  • вид арматурного изделия;
  • диаметр арматурного стержня;
  • количество прутьев арматуры, которые используются в создании «скелета»;
  • способы крепления стержней друг с другом.

По сравнению с армированием буронабивных свай и оснований в виде плиты сооружение каркаса для ленточного фундамента отличается значительной трудоемкостью. Вязание отдельных его элементов можно выполнять отдельно с последующим опусканием полученной конструкции в траншею или непосредственно в опалубке.

Чтобы сделать армирующий каркас своими руками для ленточного фундамента, необходимо:

  • подготовить траншею и установить опалубку из обрезных досок или других материалов по периметру основания;
  • нарезать стержни нужной длины для вертикального армирования;
  • вбить в дно траншеи металлические прутья с шагом в 20-30 см, отступая от края 4-6 см;
  • сделать основание для продольной и поперечной арматуры из кирпича, который укладывают на песчаную подушку по периметру фундамента;
  • выложить металлические стержни на кирпичи и связать их с помощью проволоки в единую конструкцию.

Рекомендуем посмотреть видео о том, как происходит укладка прутов в ленточное основание.

Как сделать каркас из арматуры

Особое внимание уделают армированию углов ленточного фундамента. Чтобы обеспечить их прочность, требуется:

  • согнуть стержни таким образом, чтобы их концы были заглублены в основание;
  • укрепить места перекрытия прутьев, используя поперечные и вертикальные стальные армирующие элементы.

При недостаточной для загибания на стену длине металлических прутьев их укрепляют с помощью стрежней Г-образной формы, а расстояние между хомутами делают в 2 раза меньше. Для вязания арматуры используют крюки, плоскогубцы, скобы и специальные пистолеты.

При заливке бетонного раствора следует обеспечить определенную толщину предохранительного слоя, закрывающего армирующий каркас из металлических прутьев. Обычно она составляет от 3 до 5 см.

Указание мест вязки арматурных прутьев каркаса фундамента
Указание мест вязки арматурных прутьев каркаса фундамента

Как правило, армировать ленточные конструкции сложно не только с технической, но и финансовой стороны. Ведь тут приходится учитывать продольное и вертикальное смещение отдельных конструктивных элементов, хотя вязать арматуру можно непосредственно в опалубке или отдельно каждый элемент. Процесс монтажа каркаса условно может состоять из следующих этапов:

  1. Проводится первичный расчет арматурного каркаса, подбираются прутья необходимой расчетной толщины и длины. Сначала нужно укладывать поперечные прутья с некоторым шагом, причем длина стержней должна быть на 10 см меньше, чем толщина будущего фундамента. Тут стоит использовать дешевые гладкие прутья с толщиной 6-8 мм.
  2. На готовую поперечную арматуру укладываются два ряда (иногда стоит использовать и больше рядов) продольной арматуры уже с жесткой ребристой поверхностью. Тут используются прутья толщиной 12−14 мм. Особенно такая толщина практикуется для нижнего яруса основания.
  3. В точках пересечения горизонтальных и вертикальных поясов устанавливается вертикальная гладкая арматура с длиной, меньшей на 10 см от расчетной высоты ленточного фундамента.
  4. Далее на верхней кромке устанавливается горизонтальный слой прутьев.

Все соединения нужно делать только проволокой, сварка тут не допустима в связи с термическим разрушением металла. Также стоит использовать пластиковые хомуты, которые не подвержены воздействию влаги и служат намного дольше проволоки. Преимущества использования пластиковых хомутов:

  • ценовая доступность;
  • надежность и простота в установке;
  • они не подвержены воздействию агрессивных сред и влаги;

Сделать их можно с любых подручных материалов, даже пластиковых труб. Часто для их установки достаточно применения промышленного фена или паяльной лампы.

Технология изготовления арматуры для плит

Схема армирования ленточного основания с указанием способов примыкания

Армирование любого фундамента, в том числе и ленточного, состоит с нескольких подготовительных этапов:

  1. Расчет нагрузки здания на фундамент, а также подошвы на грунт.
  2. Выбор оптимального типа арматуры в зависимости от расчетных показателей, а также финансовых показателей.
  3. Подготовка строительной площадки, что включает расчистку территории, выкапывание траншеи по периметру будущего здания.
  4. Дно и стенки траншеи тщательно выровнять, устранить растительность и затем установить деревянную опалубку.
  5. На дне траншеи сделать песчано-гравийную подушку и утрамбовать ее.

После всех подготовительных работ можно начинать формировать арматурный каркас и в этом случае для более наглядного представления технологического процесса будет использоваться стальная арматура.

Армирование ленточного фундамента является ключевым фактором его надежности и долговечности (отдельно можно прочитать и про армирование свайно-ростверкового основания). Согласно положениям СНиП №2.03.01-84 неармированные основания не имеют допуска к использованию в жилищном строительстве.

Армирования ленточного фундамента

Из данной статьи вы узнаете, как правильно армировать ленточный фундамент. Мы рассмотрим способы расчета арматуры и изучим схемы армирования, а также ознакомимся с технологией проведения работ своими руками.

Фундаментная конструкция состоит из двух составляющих частей — бетонного тела и замоноличенного внутри него арматурного каркаса. Бетон, как материал, отличается высокой устойчивостью к деформационным нагрузкам на сжатие, однако он слабо работает на растяжение и изгиб, под воздействием которых лента может разрушится. Данные нагрузки воспринимает на себя арматурный каркас, который противостоит деформациям в зоне повышенного внешнего воздействия.

Как сделать каркас из арматуры

В отличие от буронабивных свай арматурный каркас для плитного фундамента состоит из двух сеток, которые изготавливают путем соединения элементов поперечного и продольного направления одинаковой толщины. Обычно их сечение может варьироваться в пределах 12-14 мм. Каркас делают, используя рифленые прутья, которые обеспечивают требуемый уровень адгезии с бетонной смесью.

Расстояние между отдельными арматурными сетками зависит от расчетной толщины основания и соблюдается благодаря перемычкам. Их можно сделать своими руками из различных остатков труб ПВХ, металлических уголков и других подручных материалов, которые способны выдерживать значительные нагрузки, и не подвержены появлению грибка и гнили.

Посмотрите видео, как происходит вязка арматуры для монолитной плиты основания.

Выбор материала

Арматура, изготавливаемая из композитных материалов, в зависимости от используемого для ее изготовления непрерывного армирующего наполнителя, подразделяется на несколько категорий:

  • стеклокомпозитная, которая обозначается аббревиатурой АСК;
  • углекомпозитная, обозначаемая АУК;
  • комбинированная или АКК;
  • и ряд других категорий.

Физико-механические параметры полимерной арматуры различных видов

Выбирая композитную арматуру для укрепления фундамента или стен возводимых строительных конструкций, следует учитывать ее основные характеристики:

  • предельная температура, при которой эта арматура может эффективно эксплуатироваться;
  • предел прочности изделия, измеряемый при растяжении; данный параметр рассчитывается как отношение прилагаемой силы к площади поперечного сечения арматурного прутка, для изделий категории АСК он должен быть не меньше 800 МПа, а для арматуры АУК — не менее 1400 МПа;
  • модуль упругости при растяжении; у углекомпозитной арматуры данный показатель превышает аналогичную характеристику стеклопластиковых изделий более чем в 2,5 раза;
  • предел прочности изделия, измеряемый при его сжатии; для всех типов композитной арматуры данный показатель должен составлять не менее 300 МПа;
  • предел прочности арматуры, измеряемый при поперечном срезе; для различных типов композитной арматуры данный показатель должен составлять: для арматуры АСК — 150 МПа и более; для АУК — более 350 МПа.

Принимая решение, какую арматуру использовать для укрепления фундамента или стен здания, следует сравнить характеристики традиционных изделий из металла и стеклопластика. По сравнению с металлическими, стеклопластиковая арматура обладает следующими преимуществами:

  • исключительная устойчивость к коррозии: фундаменту, для укрепления которого использована композитная арматура, не страшно взаимодействие с кислотными, солеными и щелочными средами;
  • обладая низкой теплопроводностью, стеклопластиковая арматура не создает мостиков холода, что является особенно актуальным качеством для эксплуатации зданий в климатических условиях нашей страны;
  • материалы, применяемые для изготовления стеклопластиковой арматуры, являются диэлектриками, поэтому фундаменты и стены, для укрепления которых она использована, обладают абсолютной прозрачностью для радио и электромагнитных волн;
  • вес композитной арматуры значительно ниже, чем масса изделий, изготовленных из металла;
    прочность армирующих прутков из стеклопластика практически в 2–3 раза выше, чем у арматуры, изготовленной из металла;
  • по причине того, что композитная арматура поставляется заказчику в бухтах по 100–150 метров, при укреплении фундамента с ее использованием можно минимизировать количество стыковочных соединений, которые, как известно, являются наиболее слабыми местами в любой бетонной конструкции;
  • приобретение композитной арматуры более экономически выгодно за счет того, что вы можете купить ровно такой объем, который вам необходим для укрепления фундамента или стен своего строения, не ориентируясь на фиксированную длину прутков, как в случае с изделиями из металла;
  • коэффициент теплового расширения композитных материалов почти идентичен с аналогичным параметром бетона, поэтому в конструкциях, для армирования которых они используются, практически не возникает трещин.

Сравнение металлической и стеклопластиковой арматуры (нажмите для увеличения)

Самым значимым недостатком арматуры, изготовленной из стеклопластика, является достаточно низкий показатель ее прочности на излом, что ограничивает ее применение для укрепления сильно нагруженных бетонных конструкций.

Для создания каркаса из арматуры используются прутья различных размеров: гладкие и ребристые. Первые стержни обычно диаметром 6-9 мм, их цель состоит в создании пространственной структуры для каркаса. Располагают их поперек главным прутам.

Толщина же вторых зависит от данных грунта, нагрузок, которые принимает на себя фундамент, но они по умолчанию толще (1 см 1.2см, 1.4 см соответственно). Их задача состоит в том, чтобы абсорбировать нагрузки, растяжения и всяческие деформации. Зоны, где фундаментное сооружение подвергается растяжке, образующейся на его верхней части, каркас следует ставить так, чтобы он располагался ближе к поверхности (3-5 см).

Арматурный каркас плитного основания
Арматурный каркас плитного основания

Несмотря на то, что в любом фундаменте нужно использовать армирование, конструкция и особенности прутьев часто существенно отличаются. Поэтому, для нескольких типов фундаментов один и тот же тип армирования просто не подходит, или использовать его нецелесообразно.

Например, для ленточного основания практикуют каркас в два пояса, соединение поперечное арматурной сеткой. Плитные конструкции усиливают сеткой, а вот свайные основания – вертикальными массивными прутьями с небольшими продольными кольцами. Таким образом, условно все каркасы можно разделить по назначению и конструкции для следующих оснований:

  1. Ленточные фундаменты сборного типа. Такие основания популярные в загородном строительстве и арматурный каркас тут часто ограничивается горизонтальными сетками. Но конструктивно, такие арматурные пояса сложные в монтаже.
  2. Плитные сборные и монолитные конструкции. Тут уже практикуют каркасы ярусные, соединенные в несколько отдельных поясов. Как правило, сначала создают каркас из арматуры, а уже потом его полностью заливают бетонным раствором.
  3. Свайный буронабивной фундамент. Если используются готовые бетонные сваи, тогда армирование не делают. А если сваи делают непосредственно на строительной площадке, тогда арматурный каркас состоит из массивных вертикальных прутьев толщиной 8−10 мм, соединенных между собой обычной проволокой.

У каждого вида оснований есть свои особенности армирования.

Формирование каркаса

Изготовление арматурного каркаса для ленточного фундамента

Предлагаем ознакомиться:  Ем много чеснока чего не хватает

Устройство арматурного каркаса для фундамента

Сначала каркас делается вне опалубки, но для ускорения процесса возведения дома, многие застройщики каркас делают непосредственно в траншее. Готовую конструкцию заливают бетоном, а опалубку покрывают гидроизоляционным слоем. Некоторые важные моменты при армировании ленточного фундамента:

  • если нет проекта будущего здания, тогда армирование проводится самостоятельно. При этом нужно использовать не менее двух вертикальных поясов, а горизонтальные пояса укладывают в зависимости от глубины залегания основания;
  • каждый пояс должен располагаться на расстоянии не менее 25 см от следующего;
  • выбор количества арматурных поясов также зависит от типа фундамента.

Финансовый фактор. В некоторых случаях будет целесообразно использовать композитную арматуру с более высокими показателями прочности, чем металлическую.

Создание арматурного каркаса

Существует огромное количество различных типов фундаментов в зависимости от материала и конструкции, но все они имеют ключевой недостаток – слабая надежность при значительных или небольших грунтовых подвижках. Бетон считается прочным материалом, но он не способен длительное время выдерживать смещения почвы, он медленно разрушается, а с ним и само основание.

Чтобы такого не происходило используется специальный армированный каркас, который монтируют внутри фундамента перед его заливкой. Арматура имеет большую прочность на растяжение и разрыв, чем бетон, поэтому и выдерживает значительные нагрузки. Конструкция арматурного пояса существенно отличается в зависимости от типа основания, поэтому стоит подробно рассмотреть устройство каркаса для популярного среди частных застройщиков ленточного основания.

Ответственной частью любого строения является фундамент, изготовление которого должно осуществляться с особой тщательностью. Соблюдение строительных требований обеспечивает качество, длительный ресурс эксплуатации, надежность возводимого здания. Арматурные каркасы применяются практически во всех видах оснований.

Основа из бетона, в котором отсутствует армокаркас, не обладает требуемой прочностью. Бетон способен воспринимать только сжимающие нагрузки, а каркас из арматуры компенсирует растягивающие усилия, различные виды деформаций, обеспечивая целостность основы.

Изготовление армокаркасов из стальных прутков определенного сортамента осуществляется на основе результатов предварительно выполненных расчетов. Это позволяет воспринимать значительные нагрузки, обеспечивает высокий запас прочности частным постройкам и ответственным конструкциям из монолитного бетона.

Рассмотрим особенности металлического контура усиления, виды армирования фундамента, способы фиксации стальных прутков, технологию выполнения операций.

Металлическая составляющая фундамента служит не только в качестве каркаса: арматурные прутья необходимы для того, чтобы воспринимать растягивающие нагрузки и деформации

Проектный этап

Обустройство арматурного каркаса плитного фундамента

Сортамент применяемой арматуры влияет на ресурс эксплуатации строения и определяется на проектной стадии. До приобретения материалов на арматурный каркас для ленточного фундамента следует выполнить комплекс подготовительных мероприятий. Осуществление в полном объеме подготовительных мероприятий гарантирует долговечность будущей постройки.

Армирование ленточного фундамента

Проектная стадия предусматривает выполнение следующих мероприятий:

  • Изучение, анализ особенностей почвы, массы возводимого здания. Оценка данных параметров позволяет выполнить расчет усилий, произвести выбор требуемой арматуры. Диаметр прутков составляет от 10 мм для легких строений до 14-17 мм для тяжелых конструкций, возводимых на слабых почвах.
  • Определение вида будущего основания. От выбранного типа фундамента зависит сортамент применяемых прутков. Для столбчатой, ленточной и монолитной основы используются стержни разного размера.
  • Расчет потребности в арматурных прутках, учитывающий размеры возводимого здания, особенности фундамента, тип почвы. Зная необходимое количество, не сложно подсчитать потребность в финансовых ресурсах.

Несмотря на то, что функция арматурного скелета для любого железобетонного основания одна и та же, конструкции таких каркасов различаются для отдельных типов фундаментов

Производство арматурных каркасов осуществляется из стальных прутков со специальными ребрами, обеспечивающими повышенный коэффициент сцепления с бетоном. Применение гладких стержней не позволяет добиться целостности железобетонного массива, подвергающегося воздействию усилий и температурных факторов.

Прочность каркасов из арматуры зависит от следующих факторов:

  • марки применяемых металлических стержней;
  • сечения используемых прутков;
  • правильно разработанной схемы конструкции, регламентирующей количество, сортамент арматуры;
  • выбранного метода фиксации арматуры.

Ленточный железобетонный фундамент армировать сложнее всего: суть остается прежней, но количество манипуляций и трудоемкость процесса формирования каркаса усложняется

Устройство арматурного каркаса свайного фундамента

Каркас для фундамента изготавливается с использованием арматуры, диаметр которой не должен быть меньше 12 мм. Применение уменьшенного сортамента возможно для усилений, предназначенных для подсобных строений, небольших дачных построек, гаражей, зданий из газонаполненных композитов или пеноблоков.

Для усиления оснований частных построек применяют прутки класса А-2 или А-3, прочностные характеристики которых способны обеспечить устойчивость, долговечность основы, а, следовательно, возводимого здания.

Арматурные каркасы состоят из отдельных металлических стержней, объединенных в единую конструкцию с использованием следующих методов:

  • Соединения прутков с помощью электрической сварки.
  • Фиксации арматуры с использованием вязальной проволоки.

Проверенный способ фиксации стержней арматуры для ленточного основания – использование проволоки для вязки и выполнение работ с помощью специального приспособления.

Применение электросварки для крепления прутков обладает рядом недостатков, связанных с нарушением структуры металла, уменьшением прочностных характеристик.

Сварка каркасов не получила широкого распространения. Остановимся на особенности крепления стержней с помощью вязальной проволоки.

Специфика вязки

Производство арматурных каркасов с фиксацией элементов вязальной проволокой осуществляется следующими методами:

  • обвязка арматуры ручным способом, отличающимся повышенной трудоемкостью, требующим приложения значительных усилий, высоких затрат времени. Фиксация стержней производится в местах стыковки с использованием отожженной проволоки диаметром 0,8-1,2 мм. При ручном методе используются пассатижи или специальный крючок для выполнения вязки, использование которых позволяет прочно скручивать концы проволоки, обеспечивать фиксацию стержней;

Как сделать каркас из арматуры

Арматурные стержни соединяются воедино специальной проволокой

  • автоматизированным методом, предполагающим применение специального пистолета для вязки. Устройство гарантирует качественное соединение прутков, быстрое выполнение операций. Время, необходимое для фиксации пары прутков, не превышает одной секунды. Пистолет применяется при выполнении значительных объемов работ.

Арматурные каркасы, элементы которых скреплены вязальной проволокой, характеризуются прочностью, обеспечивают долговечность возводимого фундамента.

Функциональное назначение разновидностей пространственных конструкций, изготовленных из металлических прутков – обеспечение прочности железобетонного монолита. Каркас арматурный для фундамента определенного типа имеет свои конструктивные особенности, предусматривающие:

  • Наличие двух поясов контура усиления, скрепленных с помощью поперечно расположенных стержней. Применяется для цельного основания ленточного типа.
  • Использование стержневой сетки, обеспечивающей жесткость плиточных фундаментов.
  • Применение вертикально расположенных стержней, скрепленных цельными поперечными контурами, гарантирующими прочность буронабивных оснований свайного типа.

Каркас для плитного фундамента представляет собой две арматурные сетки, расстояние между которыми определяется исходя из выбранной толщины плиты

Рассмотрим разновидности железобетонных оснований, для усиления которых применяются стальные прутки:

  • основание ленточного вида распространено в частном строительстве, а также в промышленной сфере. Каркас арматурный для фундамента ленточного типа – сложная и ответственная конструкция, элементы которой фиксируются вязальной проволокой или хомутами, изготовленными из пластика. Пространственная конструкция воспринимает растягивающие и сжимающие усилия, обеспечивая целостность фундамента. Изготовление арматурных каркасов для ленточных оснований осуществляется непосредственно как в смонтированной опалубке, так и отдельно, с последующим опусканием в траншею готовых элементов;
  • плиточный фундамент актуален при возведении зданий на проблемных почвах. Толщина плиты регламентирует жесткий интервал между двумя стержневыми сетками, представляющими арматурные каркасы. Металлические стержни сеток расположены внутри бетонного массива, надежно защищены от коррозии. Толщина защитного слоя составляет 5 сантиметров. Сетки изготовлены из поперечных и продольных стержней, сечение которых составляет 12-14 мм;
  • свайный фундамент буронабивного типа позволяет запускать объект в эксплуатацию непосредственно после возведения, но характеризуется длительным циклом выполнения подготовительных мероприятий. Армокаркас отличается простой конструкцией по сравнению с другими видами усиления фундаментов. Каркас из арматуры содержит продольно размещенные стальные прутья. Длина превышает габарит буронабивной сваи на 0,3-0,5 м. Конструктивно рама представляет группу из 4-6 стержней диаметром 12 мм. Они обвязаны поперечными хомутами, форма которых напоминает треугольник или окружность.

Таковы разновидности фундаментов, при обустройстве которых применяются арматурные каркасы.

Самостоятельно осуществляя работы по формированию контура усиления ленточного основания, руководствуйтесь приведенными рекомендациями по выполнению операций:

  • Заготовьте прутки необходимой длины, диаметра, соответствующие предварительно разработанному эскизу.
  • Нарежьте стержни, соблюдая требуемые размеры.
  • Уложите с расчетным интервалом гладкие поперечные прутки (сечением 6-8 мм) требуемого размера, обеспечив расстояние 5 сантиметров до краев ленты.
  • Разместите сверху два ребристых прутка диаметром 12-16 миллиметров, формирующие нижний контур.
  • Установите вертикальную арматуру в точках сопряжений прутков, обеспечив ее длину на 10 сантиметров ниже общей высоты будущего основания.
  • Обеспечьте расстояние, равное 5 см, от контура усиления до грунта, используя куски кирпича, отходы, специальные подставки.
  • Зафиксируйте элементы, используя вязальную проволоку и специальное приспособление.
  • Выполните сборку и фиксацию прутков верхнего яруса, аналогичным образом.
  • Проверьте надежность крепления проволоки, неподвижность пространственной конструкции.

Осуществляя сборку, крепление стержней, расположенных на каждом из ярусов, предварительно согните с помощью специального инструмента выступающие концы длиной 30 сантиметров, что обеспечит необходимое перекрытие, жесткость угловых зон, позволит сформировать надежный пространственный армокаркас.

Как сделать каркас из арматуры

Качество каркаса влияет на свойства фундамента

Схема армирования ленточного фундамента

Как сделать каркас из арматуры

Схема армирования ленточного основания здания

Практически все строители практикуют армирование по готовым геометрическим фигурам − квадрату или прямоугольнику. Столбчатые фундаменты армируют по кругу. Причина тут кроется в идеально правильных формах арматурного каркаса, ведь ровные линии и точные соединения гарантируют прочность конструкции в целом.

Чтобы сделать каркас правильно, нужно соблюсти толщину подушки прямо в траншее с учетом необходимого запаса для гидроизоляции и защитного слоя бетона. Поэтому, даже после заливки бетоном арматурного каркаса сложности в возведении основания не заканчиваются. Теперь нужно правильно и тщательно закрыть поверхность гидроизоляцией, причем категорически запрещено ее повреждать.

Именно ленточный фундамент считается самым простым и дешевым основанием в частном строительстве. Такое основание дешевое в возведении, так как здесь используется минимум рабочей силы, не нужно брать в аренду мощную строительную технику, также нет нужды использовать более дорогую мощную и прочную арматуру.

Единственная сложность – приходится делать сложные математические расчеты армирования, правильно устанавливать пояса и качественно их соединять.

Установка арматуры по всему периметру ленточного фундамента

Процесс изготовления прямоугольных монтажных колец для каркаса из арматуры
Процесс изготовления прямоугольных монтажных колец для каркаса из арматуры

Если весь процесс армирования делается самостоятельно, тогда сварку вообще не практикуют. Намного дешевле и проще провести армирование с помощью специальных металлических монтажных колец. Их легко сделать своими руками прямо на стройплощадке в необходимых количествах, этапы изготовления следующие:

  1. Сначала нужно закрепить кусок швеллера к идеально горизонтальной поверхности максимально прочно. Затем наметить на одинаковом расстоянии от края два отрезка, которые затем углубляются с помощью болгарки. Если нужно будет согнуть арматуру различного диаметра, тогда лучше на швеллере сразу предусмотреть каналы именно конкретной толщины. Глубина тут не сильно лимитируется, как и количество маркеров.
  2. Подготовка металлических прутьев. Их нужно разметить таким образом, чтобы размеры строго соответствовали габаритам будущего каркаса. Например, если высота ленточного фундамента составляет 100 см, а ширина 50 см, тогда прутья размечают по таким размерам. Таким образом, для кольца нужно использовать прут длиной 3 метра, на который наносятся метки на следующем расстоянии друг от друга: 50−100−50−100 см.
  3. Аналогично размечается сразу необходимое количество арматуры, чтобы затем не тратить время впустую на повторную разметку.

Готовый стержень устанавливается в швеллер в предназначенную для него канавку, и его можно согнуть под углом в 90 º строго по метке. Теперь этот прут аккуратно гнется по всем четырем меткам, и в результате получается практически идеально ровное арматурное кольцо с заданными размерами.

Правильно сделанный каркас для фундамента поможет не только сэкономить много денег на покупке бетона, но и значительно упростить процесс армирования. Если она у вас уже есть, этот этап можно пропустить и переходить сразу к армированию, если отсутствует, тогда рассмотрим пошаговую инструкцию.

Как сделать каркас из арматуры

Опалубка готова, теперь можно переходить к самому ответственному процессу – армированию фундамента своими руками. Используют стальную и стеклопластиковую арматуру, мы остановимся на первом варианте, поскольку так будет намного дешевле. Нам потребуется приобрести следующие материалы:

  • продольная арматуры толщиной 14-18 мм (среднее значение, ваш проект может быть другим);
  • поперечные и вертикальные прутья диаметром 10-12 мм;
  • вязальная стальная проволока;
  • хорошие плоскогубцы или пассатижи для манипуляций с проволокой (или очень крепкие руки).

Важно: крепить арматуру необходимо именно вязальной стальной проволокой, поскольку она имеет низкий коэффициент растягивания и достаточно прочная. Это существенно упростит сбор конструкции, но на прочность фундамента проволока не влияет, она только фиксирует арматуру до заливки фундамента.

ШАГ 1 : делаем расчёты и закупаем материалы. Высчитать, сколько надо материалов, очень легко. Поперечные прутья кладутся на расстоянии около 30 сантиметров (небольшие погрешности не страшны), продольная парная арматура через каждые 40 сантиметров высоты (не забываем первый раздел), а вертикальная – через 60 см.

  • 1000 см: 30 см = 33 (количество поперечных прутьев на 1 ярусе);
  • 33 х 3 = 99 (количество поперечных прутков на 1 сторону);
  • 99 х 4 = 396 (все прутки на 4 стороны).

Теперь 396 умножаем на ширину фундамента (пусть он будет у нас 70 см): 396 х 70 = 27720 см. 277 метров прутков надо купить. Аналогичные расчёты проводим для продольной арматуры:

  • 1000 х 2 = 2000 (один ярус);
  • 2000 х 3 = 6000 (сторона);
  • 6000 х 4 = 24000 см (необходимо приобрести 240 метров).

И, конечно же, вертикальные элементы. Их будем ставить с обеих сторон фундамента с частотой через одну поперечную перемычку, то есть, через 60 см:

  • 2 х 17 = 34 (штук на 1 сторону);
  • 34 х 4 = 136 (штук на все основание);
  • 136 х 120 см = 16320 см или 163 метра.

Как сделать каркас из арматуры

Подставляем параметры вашего строения в пример и получаем правильный расчет элементов для армирования ленточного фундамента дома. Не забудьте 5-8% на «всякий пожарный».

ШАГ 2 : У вас на дне траншеи уже есть 5-6 см бетона для выравнивания? Пропускайте этот шаг. Если же нет, засыпаем 15 см песка, затем 5 см бетона, выравниваем все, не забываем о коммуникациях и месте под них. Если нет желания возиться, можно просто на дно положить плотную ПВХ пленку. Основная задача этого шага – выровнять землю и задержать немного воду, которая появится после заливки бетона.

ШАГ 3 : вязка арматуры для ленточного фундамента. Делать ее можно в траншее или рядом, если там неудобно разворачиваться либо сама траншея слишком узкая по проекту. При «удаленной» сборке сразу необходимо будет продумать способы опускания металла вниз, чтобы не повредить структуру. Рассмотрим, как сделать армирование фундамента своими руками:

  1. Начинаем с нижних поперечин. Выкладываем их с шагом 30 см, сверху на них кладем 2 продольные арматуры, на «перекрестках» вяжем их между собой проволокой.
  2. Переходим на вертикальные перемычки. Вертикальный элемент ставим через 1 поперечный, связываем.
  3. Крепим еще 2 яруса, отступая 40 см вверх.

Примеры неправильной вязки арматуры

Веревка запрещена

Предлагаем ознакомиться:  Как изготовить навесное оборудование для мотоблока своими руками

Малый напуск

Сварка запрещена

Важно: оставляйте по 20 см после каждого соединения, поскольку арматура может немного двигаться при заливке фундамента под его нагрузкой. Не обязательно намертво зажимать вязальную проволоку, можно оставить ее, чтобы немного «играла», так будет правильнее.

4. Каркас опускаем в траншею (если сборка была не в ней), отступив по 5 сантиметров от опалубки, фиксируем его любым удобным способом.

Правильная схема армирования фундамента и примеры вязки арматуры

Скрутка инструментом

Стяжка проволокой

Хороший напуск

Вязка крючком

Схемка скрутки

У вас получится 4 «блока», которые будут на длину и ширину одной стороны минус 5 см со всех сторон. Далее рассмотрим, как правильно их крепить между собой и армировать углы, на которые припадает большая часть всей нагрузки.

Этап 2. Начинайте с соединения продольных прутьев и поперечных стержней. Для облегчения работы можно сразу привязать вертикальные арматурные заготовки.

Этап 3. После установите верхнюю часть каркаса.

Как сделать каркас из арматуры

Этап 4. Сначала нужно смастерить все прямые ленточные части, а уже после приступать к угловому соединению.

Этап 5. В углах каркас подвержен большим нагрузкам. Компенсировать это поможет использование большего диаметра арматуры.

ШАГ 2

: У вас на дне траншеи уже есть 5-6 см бетона для выравнивания? Пропускайте этот шаг. Если же нет, засыпаем 15 см песка, затем 5 см бетона, выравниваем все, не забываем о коммуникациях и месте под них. Если нет желания возиться, можно просто на дно положить плотную ПВХ пленку. Основная задача этого шага – выровнять землю и задержать немного воду, которая появится после заливки бетона.

Примеры неправильной вязки арматуры

Веревка запрещена

Малый напуск

Сварка запрещена

Правильная схема армирования фундамента и примеры вязки арматуры

Скрутка инструментом

Стяжка проволокой

Хороший напуск

Вязка крючком

Схемка скрутки

Ленточный фундамент

Ленточный фундамент имеет массу преимуществ по сравнению с другими основаниями. Он подходит для строительства основы и многоэтажных, и одноуровневых зданий на любом типе грунта. Именно поэтому он так часто используется в индивидуальном строительстве. Зная основные принципы работы, и точно следуя им, при правильно выполненных расчетах можно легко возвести фундамент своими руками.

При эксплуатации постройки часто появляется осадка. Почва под подошвой основания становится плотнее. И чем больше давление на фундамент, тем быстрее происходит этот процесс. Если расчеты выполнены правильно и нагрузка равномерно распределяется на грунт, то на ленточном основании не появляются трещины и сколы по бокам. Но на самом деле, часто случается обратное.

Неопытный строитель может столкнуться в этом случае с проблемой, как правильно армировать ленточный фундамент. Ведь от этого зависит, как долго будет эксплуатироваться постройка. Поэтому стоит подробнее остановиться на выборе материала и самой технологической последовательности.

Выбор арматуры

От выбора арматуры зависит прочность каркаса.

  • cтальная (металлическая);
  • композитная (стеклопластиковая)

Последняя разновидность возникла в 50-х годах прошлого столетия, но не нашла широкого распространения в индивидуальном строительстве, несмотря на то, что она имеет ряд преимуществ по сравнению с металлической.

Как сделать каркас из арматуры

Для выполнения армирующих работ на ленточном фундаменте используется стержневая арматура периодического профиля, как рабочая (другое название — продольная) и гладкая (поперечная) в качестве вспомогательной.

Продольная арматура должна обеспечивать хорошее крепление к бетону. Поэтому чаще всего выбирают периодические рифленые профили. Она отличается и по классам прочности. В советские времена в соответствии с ГОСТ, в частном строительстве чаще всего применялся класс A-3 , что, как указывается в современной строительной литературе, соответствует маркировке- A400.

Установка опалубки своими руками

Выбор металла для изготовления каркаса полностью ссылается на подробные расчеты ленточного фундамента. Они обычно прикладываются к готовому проекту здания. Но если его составляете сами, то делать расчет фундамента необходимо руководствуясь ГОСТом 27751.

После получения конкретных расчетов нагрузок на фундамент станет ясно какая марка и вид арматуры максимально подходит для создания усилительной конструкции каркаса.

Обычно для армирования основания небольшого одноэтажного дома в качестве продольных стержней используют ребристую арматуру с диаметром 10 – 20 мм. Для совсем небольших построек, например, дачного домика или гаража, более применимы металлические прутья с диаметром 8 мм. А для продольных стержней или изготовления хомутов больше подходит арматура круглого сечения гладкая или ребристая с диаметром 6 – 12 мм.

При выборе арматуры нужно также заострять внимание на ее профиле. Чем чаще «завитушки» огибают стальной прут, тем лучше будет сцепление металлического каркаса с бетонным телом фундамента.

Для максимального упрощения процесса создания металлического каркаса можно соорудить нехитрое приспособление, из подручных материалов. Оно не только значительно ускорит вязку, но и поможет справиться с ней без посторонней помощи.

Этап 1. Сделайте четыре заготовки из досок длиной с арматурные прутья и соедините их по две на расстоянии равным длине вертикальных перемычек.

Как сделать каркас из арматуры

Этап 2. Смастерите импровизированные стойки – упоры, на которые можно положить полученные заготовки. Главное, чтобы они стояли на ровной поверхности.

Этап 3. Зафиксируйте связанные доски. Так у вас получился замечательный макет будущего каркаса, по которому вы можете без особого труда создать металлическую его копию.

Чем меньше соединений, тем прочнее каркас из арматуры. К тому же это намного облегчит производство работ и сэкономит дорогостоящий материал.

Вязать металлический каркас выгоднее загнутыми вертикальными распорками, нежели отдельными кусками. Такая технология значительно экономит деньги и силы, затрачиваемые на сооружение каркаса. Гнуть арматуру можно на специальном станке, а можно потратить пару часов и сделать его самостоятельно.

Если вы не знаете, как вязать арматуру для каркаса и нет подобного опыта работы, то лучше всего найдите помощников. Это не только облегчит вам работу, но и сведет к минимуму травматизм на стройплощадке.

Как вы убедились, создать самостоятельно каркас не так уж сложно. Главное – сделать правильные расчеты и приложить немного усердия.

Что представляет собой ленточный фундамент? Это сплошная полоса из железобетона, которая проходит по периметру здания под внешними несущими стенами и под конструктивными перегородками внутри. Важная особенность ленточного монолитного фундамента – это одинаковая форма поперечного сечения каждого из участков.

Траншеи роются вручную или экскаватором. Если использовался экскаватор, необходимо дно траншеи выровнять вручную.

Как сделать каркас из арматуры

Ограничение накладывается также и на способы крепления между собой армирующих прутов. Сварка для выполнения таких соединений не рекомендуется. При таком способе в области сварного шва меняются физические свойства металла и уменьшается его толщина. Здесь наилучшим выходом будет использование соединения из проволоки.

Очень хорошо, если при этом обеспечена целостность прутьев арматуры (отсутствуют промежуточные соединения). Это положительно влияет на то, насколько прочен и надежен арматурный каркас. Повысить прочность и более надежным можно и таким способом: в цокольной области фундамента устраивают вентиляционные отверстия (их должно быть не менее трех). Помимо своей основной функции, эта операция поможет предотвратить образование гнили и увеличит коэффициент амортизации основания.

  1. Угловое армирование. На углах фундамента образуется излишек давления со стороны здания, поэтому там арматура должна быть максимально прочной, и соединена правильно.
  2. Угловое армирование выполняют ярусами, причем соединение продольных прутьев выполняется непосредственно в зоне углового поворота. Некоторые специалисты, имеющие специальное оборудование, дополнительно изгибают прутья под углом 90 градусов и устанавливают на местах изгиба 2−3 ряда вертикальной сетки. Тогда прочность углового соединения будет максимальной и не возникнет вертикальное смещение. Оптимальное расстояние в углах должно составлять 3−5 см.
  3. Продольное стеновое армирование. Оно более простое, здесь достаточно разложить продольную арматуру по всей длине фундаментной плиты и установить вертикальные соединительные прутья.

Все соединения связать проволокой. Расстояние прутьев до верхней кромки опалубки и до боковых стен должно составлять до 5 см.

Установка опалубки для обустройства армированного каркаса ленточного основания

Сначала устанавливается опалубка, внутренняя поверхность покрывается пергаментом или рубероидом.

В грунт траншеи вбиваются арматурные прутья расчетной длины и диаметра 10 мм. Прутья могут использоваться гладкие. Шаг между вертикальными прутьями составляет 400 − 600 мм.

На дне устанавливается подставка, на которую улаживают несколько рядов горизонтальных прутьев. Верхний и нижний ряды соединяются продольными перемычками и связываются между собой проволокой или стяжками.

После установки каркаса нужно на дне траншеи предусмотреть вентиляционные отверстия и всю конструкцию залить бетоном.

Обычно для армирования основания небольшого одноэтажного дома в качестве продольных стержней используют ребристую арматуру с диаметром 10 – 20 мм. Для совсем небольших построек, например, дачного домика или гаража, более применимы металлические прутья с диаметром 8 мм. А для продольных стержней или изготовления хомутов больше подходит арматура круглого сечения гладкая или ребристая с диаметром 6 – 12 мм.

Армирование углов ленточного фундамента

На углы оказывается разнонаправленная сила сжатия, поскольку почва имеет свойства расширяться или сужаться в зависимости от сезона, просаживаться под воздействием большого веса здания или подмываться подземными водами. Ошибки при армировании углов допускать нельзя, поскольку может получиться 4 разных фундаменты, которые буду жить своей жизнью.

  1. Специальной сварной сеткой. Используется готовая конструкция для укрепления нижнего и верхнего яруса фундамента. Ячейка не более 200 х 200 мм, толщина арматуры зависит от веса строения, чаще всего – 12 мм. Каждые 50-60 см ярусы металлической сетки соединяются вертикальной арматурой. Перепуск на углы – от 80 сантиметров.
  2. Армирование ленточного фундамента отдельными арматурными стержнями. Принято считать, что это – лучший способ, поскольку сварные соединения в поясе усиления не желательно допускать. Его можно разделить условно на несколько категорий:
  • армирование Г-образной продольной арматурой углов с перепусками лапок от 60 сантиметров;
  • армирование П-образными элементами прямых углов и примыканий;
  • укрепление примыканий Г-образными изделиями.

Ниже представлено несколько примеров, как НЕЛЬЗЯ армировать углы

Нет усиления

Напуск отсутствует

  • при укрепление широких углов (более 160 0) арматура должна повторять его очертание и быть целой;
  • при значении менее 160 0 целой может быть только внешняя арматура ;
  • шаг поперечных перемычек должен быть равен не менее 0,75 высоты фундамента и не более 50 сантиметров;
    1. Специальной сварной сеткой. Используется готовая конструкция для укрепления нижнего и верхнего яруса фундамента. Ячейка не более 200 х 200 мм,
      толщина арматуры зависит от веса строения, чаще всего – 12 мм. Каждые 50-60 см ярусы металлической сетки соединяются вертикальной арматурой. Перепуск на углы – от 80 сантиметров.
    2. Армирование ленточного фундамента отдельными арматурными стержнями. Принято считать, что это – лучший способ, поскольку сварные соединения в поясе усиления не желательно допускать. Его можно разделить условно на несколько категорий:

    Ниже представлено несколько примеров, как НЕЛЬЗЯ армировать углы

    Нет усиления

    Напуск отсутствует

  • при значении менее 160 0 целой может быть только внешняя арматура
    ;
  • анкеровка арматуры в бетоне осуществляется: прямым окончанием стержня, лапками, крюками, загибом стержня (петлей). Не желательно использовать сварные соединения и цементирование.
  • Ниже представлено несколько правильных вариантов армирования углов по СНиП (фундаменты ленточного типа)

    Широкий угол

    Усиление с напуском

    Как сделать каркас из арматуры

    Правильная схема

    Возможно, армирование – не самое легкое занятие для начинающего строителя, но несколько часов потраченного времени позволят сэкономить огромную сумму денег, которая ушла бы на наем профессиональной бригады и массу сопутствующих расходов.

    • Какую же роль играет ленточный фундамент?
    • Как делать и вязать каркас?

    Ведь, по статистике, 99% начала строительства подразумевают обязательное армирование каркасов для фундамента. Только в этом случае цемент и металл смогут обеспечить вам надежную опору на протяжении многих десятилетий. Арматурный каркас имеет достаточно высокую цену, поэтому предлагаем сэкономить хотя бы на строительных работах, используя краткое руководство на тему, как сделать арматурный ленточный фундамент.

    Как рассчитать количество арматуры для фундамента?

    Опираясь на СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции» минимальное количество арматуры в фундаменте должно составлять не менее одной десятой процента от площади сечения ленты основания. Например, для фундамента с высотой 1500 мм и шириной 500 мм общая площадь сечения металлических прутков арматуры должна быть не менее 750 мм 2 .

    Чтобы получить нужное количество стержней необходимо разделить полученное значения минимального сечения площади арматуры на диаметр выбранного металла. Получившее значение округляем в большую сторону и получаем количество стержней, необходимых для вязки качественного каркаса для своего фундамента.

    И последние, что нужно определить – это диаметр использованной арматуры. Опять же, при ее выборе нужно полагаться на множество произведенных расчетов. Но в этом деле также поможет упрощенная информация, сведенная в таблицу.

    Как сделать каркас из арматуры

    Для расчета количества металла нужно произвести несколько нехитрых действий:

    • Нужно знать длину ленты. И это значение умножить на количество стержней продольных во всех ярусах;
    • Количество требуемых хомутов нужно перемножить с длиной арматуры, необходимой для изготовления хомута;
    • Нужно учесть дополнительный расход металла — 80 см на стык.

    С учетом того, что для ленточного фундамента не так уж сложно, стоит все-таки придерживаться рекомендаций, чтобы достичь максимального качества металлического каркаса:

    • Армируется вся площадь без исключения;
    • металлических стержней нежелательна, так как любой вид сварки ухудшает прочностные характеристики арматуры. Если уж и использовать ее, то только в самых крайних случаях;
    • Чтобы не допустить коррозии металла запрещается оголять его кромки;
    • Для вязки следует применять небольшой самодельный металлический крючок, а вот использование дрели не рекомендуется. С ее помощью добиться нужного узла практически невозможно;
    • Для крепления арматурных элементов каркаса используется тонкая мягкая проволока.
    • Армируется вся площадь без исключения;
    • металлических стержней нежелательна, так как любой вид сварки ухудшает прочностные характеристики арматуры. Если уж и использовать ее, то только в самых крайних случаях;
    • Чтобы не допустить коррозии металла запрещается оголять его кромки;
    • Для вязки следует применять небольшой самодельный металлический крючок, а вот использование дрели не рекомендуется. С ее помощью добиться нужного узла практически невозможно;
    • Для крепления арматурных элементов каркаса используется тонкая мягкая проволока.

    Сооружение каркаса из арматуры

    Схема каркаса из арматуры.

    Начинают сооружать каркас из арматуры с того, что устанавливают по периметру стальные прутья, вбивая в землю. Потом по ним будет выполняться привязка верхнего и нижнего поясов, что обеспечит оптимальную жесткость. Монтировать арматуру надо параллельно с установкой опалубки. Чтобы выполнить обвязку, используется вязальная проволока и крючок. У готовой конструкции должна быть достаточная прочность, чтобы ее форма не изменилась во время заливки бетонной смеси.

    Если проектом не предусмотрен другой метод выполнения работ, армирование производят стандартно – вертикально попарно с шагом 30 см или горизонтально попарно с шагом 200 см. При горизонтальном типе армирования обязательное условие – наличие прутов, вертикально уложенных на стыках перемычек. В проекте должно быть указано расположение каждого прута арматуры, диаметр, длина, количество.

    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    Adblock detector