Меню

Гравюры с котами япония

Гравюры с котами япония

Традиционная японская графика

1. Кошки в Японии

Кошки были завезены в Японию из Китая в 6-ом веке для защиты от крыс и мышей священных буддийских свитков. Согласно другим источникам, кошек завезли в Японию в 10 веке – китайские послы подарили 5 кошек японскому императору. Такой подарок считался очень ценным. Каждая кошка получила имя и титул придворного. Когда одна из кошек родила котят, император дал каждому котёнку имя и титул, приставил к каждому котёнку целый штат придворных, а своим детям вменил в обязанность руководить воспитанием и выращиванием котят.

Одной из основных отраслей экономики в средневековой Японии было производство шёлка. В 1602 году из-за нашествия мышей страна стала терять популяцию шелковичных червей – мыши поедали их коконы. Указом императора все кошки были выпущены из дворца для борьбы с грызунами. Так кошки перестали быть привилегией императора. Вскоре они населили дома простых японцев. При этом почтительное отношение к кошкам сохранялось: их нельзя было продавать и покупать, причинение вреда кошке считалось преступлением.

Именно тогда возникла традиция одевать кошкам ошейники. Люди побогаче вешали на шею своим любимицам цветы красной японской камелии Хичиримэн, редкого и дорогого растения в то время. Часто на ошейник кошке вешали бубенчик, чтобы по его звуку можно было легко найти кошку. Люди победнее ограничивались полоской шёлка ярко-красного цвета.

2. Кошки в Японском фольклоре

Бакэнэко – чудище в кошачьем обличье из японского фольклора, одно из трёх наиболее популярных животных-оборотней в Японии. Другими двумя выступают кицунэ (лисы) и тануки (енотовидные собаки). Бакэ означает «превращаться», нэко – «кот». Кошки превращаются в бакэнэко несколькими путями: 1) по достижении возраста 10-13 лет, 2) если вырастут очень большими, 3) если имеют длинный хвост.

Последнее поверье связано с тем, что аборигенные японские кошки короткохвосты. Именно от них пошла порода японский бобтейл. В то же время на Японских островах обитает несколько видов диких кошек, и хвосты у них нормальной длинны. Видимо в связи с этим, в сознании японцев отложилось, что если кошка короткохвоста, то она ручная, а если длиннохвоста, то – дикая.

Кошка-оборотень с раздвоенным хвостом называется нэкомата. Иногда хвост котенку купировали, считалось, что это предохранит его от раздвоения хвоста и он не станет демоном.

Согласно японскому фольклору, бакэнэко может изрыгать призрачные огненные шары, ходить на задних лапах; она может съесть своего хозяина и принять его облик. Также считалось, что если такая кошка перепрыгнет через свежий труп, то она оживит его. Как и кицунэ, бакэнэко чаще всего принимают женский облик. Это дух погибшей женщины, принявший кошачий облик, чтобы отомстить мужу, по вине которого она погибла, или иному обидчику. Но бакэнэко могут и выглядеть как кошки, но носить человеческую одежду и говорить человеческим языком. Нэкоматы способны своим двойным хвостом оживлять недавно умерших людей, превращать их в зомби, выполняющих свои приказы, и пить кровь у живых людей. Нэкоматы не превращаются в людей, это просто крупные кошки с раздвоенным хвостом.

Одним из признаков того, что кошка превращается в бакэнэко, считалась привычка кошек пить ламповое масло, которое делали из рыбьего жира. Это поверье, в общем-то, объяснимо: оказавшись в непосредственной близости от лампы, кошка отбрасывала огромную зловещую тень, напоминавшую скорее дикое чудовище, а не мягкого домашнего зверька. А попытки снять кошку с лампы наверняка приводили к кровавым потасовкам)))

Кошки в Японии вообще считались существами загадочными и мистическими. Убить кошку считалось очень плохой приметой, за это полагалось 7 последовательных неудачных реинкарнаций.

Другой демон в кошачьем обличье – каса. Он спускался с небес и вселялся в кошку умершего, чтобы утащить тело умершего до похорон. Из-за этого, если человек умирал, его кошек запирали подальше от места, где лежало тело.

В наши дни богатый японский фольклор на тему бакэнэко и нэкомата породил многочисленные манга (комиксы) и анимэ с этими героями.

3. Изобразительное искусство Японии

Вместе с буддизмом в Японию пришла и китайская живопись (канга). В 11-12 вв. китайский стиль живописи (кара-э) начинает уступать место самобытному японскому стилю ямато-э. В это же время появляется новая форма изображения – раскрашенные горизонтальные свитки (эмакимоно), длина которых иногда превышала десять метров. Они иллюстрировали литературные произведения, объединяя рисунки и текст. Расцвет ямато-э наступил в 12-14 веках, появилось много произведений чисто светской живописи, включая портретную.

В течение 14-15 вв. ямато-э постепенно угасает и уступает место новому стилю – монохромной живописи тушью суми-э. Эта техника была заимствована из Китая и культивировалась в крупных дзэнских монастырях Камакура и Киото. Суми-э – соединение двух японских слов, которые в переводе означают «тушь» (суми) и «картина, изображение» (э). Появляется и расцветает и новый жанр – сансуйга – пейзажная живопись. Он становится одним из трёх основных японских жанров, наряду с дзимбуцуга (портретная и жанровая живопись) и катега (картины цветов и птиц).

Новый стиль живописи тушью возникает в 15 веке: появляется школа Кано. Школа была основана художником Кано Масанобу (1434-1530) и его сыном Кано Мотонобу (1476–1559). Художники школы Кано рисовали пейзажи и животных. Это живопись большого формата – художники расписывали раздвижные двери и стены.

В конце 17 в. в Японии появилась цветная гравюра на дереве и сложился новый стиль укиё-э, что в переводе означает «картины бренного мира». Существовало несколько жанров гравюры укиё-э – бидзин-га (изображение красавиц, в основном гейш), якуся-э (портреты актёров театра кабуки), шунга (эротические картинки), муся-э (изображения самураев), фукэй-га (пейзаж) и катё-га – цветы и птицы. Укиё-э был основным стилем в эпоху Эдо (1603-1868) (Эдо – это старое название Токио).

Конец эпохи Эдо отмечен эклектикой живописных стилей. Все заметней становилось влияние европейской живописи.

Первое японское изображение кошки относится к 12 веку. Его автор – Тоба но Содзё (1053-1140 гг.). Это часть серии свитков, которая называется Тёдзюгига. Художник изобразил трёх полосатых кошек, которые играют с другими животными: лягушками, лисами и кроликами.

Утагава (японск. «Река песен») – школа классической японской гравюры на дереве конца 18 – середины 19 в. Развивалась в рамках национальной школы укиё-э. Основана японским художником Тойохару (1735–1814), принявшим имя Утагава. Учеником Тойохару Утагава был рисовальщик и гравёр Утагава Тойокуни (1769–1825). Зять и последователь Тойокуни – Тойокуни Второй (1777–1835). Его настоящее имя Тойошиге, но после кончины учителя Тойокуни Первого он взял себе его имя – это была обычная практика в те времена. К школе Утагава причисляют также рисовальщика и гравёра Утагава Куниёси (1797–1861). В 1850-х гг. Куниёси возглавлял большую мастерскую, в которой работали его дочь (женщина-гравёр – редкий случай для Японии того времени) и многочисленные ученики. Знаменитый художник школы укиё-э Андо Хиросигэ (1797–1858) иногда выступал под именем Утагава, подчеркивая принадлежность к этой школе.
По материалам: Яндекс.Словари › Словарь изобразительного искусства, 2004-2009

Читайте также:  Кот свистит носом когда спит

Утагава Куниёси (1798-1861)

Настоящее имя Игуса Ёсисабуро. Родился Куниёси в Эдо в семье красильщика шёлка. В 15 лет стал учеником Тойокуни. Первые самостоятельные произведения Куниёси – иллюстрации к романам – большого успеха не имели. Художник перебивался случайными заработками. В 29 лет он прославился серией гравюр, иллюстрирующих китайский роман «Суйкодэн». С тех пор жанр муся-э – историко-героической гравюры – становится главным для художника. Рисовал он также чудовищ, красавиц бидзин-га, актёров театра кабуки, жанровые сценки, пейзажи, животных. Дважды карикатуры Куниёси, отражавшие его политические взгляды, становились причиной конфликтов с властями. В 40-е гг. Куниёси в соавторстве с другими знаменитыми художниками выпустил несколько серий серий гравюр. Например, «53 станции дороги Токайдо», выполнены вместе с Утагавой Кунисада и Андо Хиросигэ.

В 1842 году власти провели так называемые «реформы Тэмпо». Художникам укиё-э отныне было запрещено изображать сцены из спектаклей, актёров, гейш и куртизанок. Куниёси переключился на домохозяек и детей, национальных героев (серия Традиции, мораль и благочиние), а также создал знаменитую «кошачью» серию. Постепенно запреты смягчились, и к концу 1840-х – началу 1850-х годов художник возвращается к теме кабуки.

1840-1850-е гг. – время расцвета творчества Куниёси. За 10 лет он создает 11 серий гравюр по 40-50 листов в каждой и около 50 серий меньшего объёма. Куниёси считается ведущим художником позднего периода эдо.

Кошки в произведениях Куниёси встречаются, но довольно редко. Из животных можно также встретить тигров, рыб, драконов, осьминогов. Но главные персонажи всё же – люди.

Кошки, изображающие 53 станции древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо. Путь был пешим, на станциях можно было отдохнуть.

Обратите внимание на хвосты! Мутация, обеспечивающая короткохвостость, произошла на Японских островах несколько веков назад. Япония долгое время была закрытой страной, кошки с материка туда не попадали. К началу 20 века короткохвостые кошки составляли значительную часть популяции. Даже теперь путешественники отмечают, что на улицах встречаются в основном бесхвостые кошки. Правда, в 20 веке было завезено и множество кошек с нормальным хвостом.

Изолированностью Японии объясняется и доминирование в популяции определённых окрасов: ген белой пятнистости встречается у подавляющего большинства кошек. Солидная окраска встречалась относительно редко. Белые коты считались символом чистоты. Чёрные – способными прогнать злых духов, рыжие («золотые») привлекающими богатство. Уже тогда было известно, что трёхцветными могут быть только кошки. Коты с такой расцветкой – большая редкость. Трёхцветные коты, так называемые «микэ» (三毛), считались талисманом удачи и представляли огромную ценность.

Утагава Кунисада (1786-1865)

Утагава Кунисада родился в Эдо и прожил там всю жизнь. Учился у Тойокуни, после смерти учителя взял имя Кунисада, которое есть производное от имени ТойоКуни. В конце жизни взял имя Утагава Тококуни.

Как и все художники школы Утагава, рисовал актеров театра Кабуки (этот жанр гравюры называется якутса-э) и красавиц-гейш (бидзин-га). В 1842 г. власти ввели запрет на традиционное искусство жанра бидзин-га и на некоторые другие «легкомысленные» жанры. Первая самостоятельная гравюра была опубликована в 1807 году. Всего Кунисада создал более 20 тыс. гравюр.

Другие художники, изображавшие кошек

Саваки Суси (1707-1772)

художник, прославившийся изображениями всяческих чудовищ.

Китагава Утамаро (1753-1806)

один из величайших мастеров гравюры на дереве укиё-э. Был очень популярен в Европе в середине 19 века. Настоящее имя Китагава Ичитаро. О жизни художника известно немногое. Был учеником, а возможно, и сыном художника Ториямы Секьена, последователя школы Кано. Позже обратился к укиё-э. В середине 1780-х стал жить вместе с молодым издателем Цутая Юзабуро. В этот период он много занимался книжной иллюстрацией. В 1790-х годах Китагава начал создавать поясные портреты женщин (художники укиё-э обычно рисовали людей в полный рост). Он также рисовал животных, пейзажи и шунга – эротические сценки. В 1804 г. опубликовал иллюстрации к запрещённой книге и подвергся гонениям. Эта история подорвала его здоровье и испортила карьеру. Через 2 года он умер.

Утагава Хиросигэ (1797-1858)

художник-график школы Утагава. Происходил из знатного рода, в детстве лишился родителей. В 13 лет стал начальником пожарной охраны замка Идо и оставался на этом посту 14 лет. В свободное от службы время Хиросигэ много рисовал. Позже хобби стало профессией. За свою жизнь Хиросигэ создал не менее 5400 гравюр. Наиболее известный циклы – «100 видов Эдо» (1832) и «53 станции Токайдо» (1833–1834). Работы Хиросигэ оказали большое влияние на французских импрессионистов.

Утагава Ёсифудзи (1828-1887)

ученик Утагавы Куниёси. Префикс «Ёси» и обозначает принадлежность к школе Куниёси.

Тойохара Куничика (1835-1900)

ученик Утагавы Кунисады. Настоящее имя О-шима Ясохачи. Когда отец потерял свой бизнес, мальчик взял фамилию матери и стал Аракава Ясохачи. В 11 лет стал делать традиционные японские абажуры на продажу, в 12 стал рисовать иллюстрации для магазинчика своего старшего брата. Примерно в это же время он стал учиться у Кунисады. В 1860-е годы он считался одним из ведущих художников укиё-э. У него было много учеников. Куничика был несколько раз женат, имел нескольких внебрачных детей, часто посещал гейш и злоупотреблял алкоголем. Он был вечно в долгах, одевался неряшливо.

Тойохара Чиканобу (1838-1912)

Настоящее имя Хашимото Наоёши. Использовал псевдоним Ёсю Чиканобу. Принадлежал к клану Сакакибара, проживавшему в провинции Эчиго. Сражался в межклановых войнах. Изучал живопись школы Кано, но позже переключился на укиё-э, стал учеником Куниёси. С 1875 г. стал зарабатывать на жизнь как художник. Рисовал сцены из японской мифологии, актёров кабуки, батальные сцены, красавиц бидзинга.

Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (1839-1892)

последний великий мастер укиё-э, японской гравюры на дереве. Настоящее имя Овария Ёнедзиро. Родился в Эдо, в семье богатого торговца, который впоследствии стал самураем. С 11 лет учился у Куниёши. В 1860-е годы создаёт серию кровавых батальных сцен, которая имела успех у покупателей, а также серию «28 знаменитых убийц». Позже он обращается к японскому фольклору. В начале 1870-х заказов стало очень мало, художник жил в нищете. Потом удача вновь улыбнулась ему. С тех пор он начал подписываться Тайсо Ёситоси (тайсо значит «возрождение»). Однако денег по-прежнему не хватало. В 1876 г. его подруга Окото продала себя в бордель, чтобы помочь ему финансово. В 1880 г. Ёситоси женился на бывшей гейше с двумя детьми. В конце жизни страдал психическим расстройством.

Кёсай Каванабе (1831-1889)

сын самурая, учился у Утагавы Куниёши и мастеров школы Кано. В период революции 1867 г. стал карикатуристом – первым японским политическим карикатуристом, – несколько раз подвергался аресту.

Хироаки Такахаси (1871-1945)

Родился в Токио. Настоящее имя Такахаси Кацутаро, в течение жизни использовал несколько имён: Сотей, Хироаки, Комей. Учился традиционной японской живописи нихонга у своего дяди. Такахаси рисовал в основном пейзажи в стиле шин ханга. Когда Такахаси было 52 года, пожар, начавшийся после землетрясения, уничтожил все 500 гравюр, созданных художником. Летом 1945 года он поехал навестить дочь в Хиросиме. Больше его никто не видел.

Читайте также:  Кот гадит под кровать примета

Торахи Ишикава

В начале 1900-х посетил Европу и Америку. Выставлялся в Сан-Франциско в 1915 г. В 1950 г. получил Императорскую премию Японской Академии искусств. Ниже приводятся гравюры из серии «Десять обнажённых женщин» 1934.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Новости

Музыка

Рубрики

  • АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ, ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ (648)
  • ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (488)
  • Осень (210)
  • ДНЕВНИК (27)
  • ВСЁ ДЛЯ ФОТОГРАФИИ (5)
  • БАТИК (10)
  • полезные уроки (3)
  • БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ (30)
  • ВИДЕО (3320)
  • веселушки (813)
  • докфильмы (260)
  • разное (256)
  • видео МК (120)
  • экскурсии (101)
  • Lena Ohot (69)
  • релакс (55)
  • танцы (22)
  • короткометражки (20)
  • поэзия (17)
  • Елена и Олеся (17)
  • Юрий и Елена Кононовы (8)
  • история ВОв (5)
  • концерты (2)
  • инструментальная музыка (686)
  • музыка (884)
  • мультики (161)
  • романтическая коллекция (9)
  • ВЫШИВАНИЕ (2537)
  • РУКОДЕЛЬНИЦЕ ДЛЯ ДУШИ (326)
  • ИДЕИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА (233)
  • ГЛАДЬ и люневильская вышивка (95)
  • ангелы (53)
  • хочушки (24)
  • БИСЕР (16)
  • дизайнеры (12)
  • РИШЕЛЬЕ (12)
  • наборы (11)
  • РОКОКО И ФРАНЦУЗСКИЙ УЗЕЛОК (10)
  • ТАМБУРНАЯ ВЫШИВКА (3)
  • ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ (2)
  • БЛЭКВОРК (16)
  • домики (14)
  • закладки (18)
  • из бабушкиного сундука (86)
  • картины (143)
  • книги и журналы (305)
  • миниатюры (21)
  • мои работы (106)
  • подушки (68)
  • рукодельные полезности (135)
  • пуфики (4)
  • рождественско-новогоднее (168)
  • сердечки (70)
  • схемы (927)
  • чайно-кофейная тема (103)
  • юмор в вышивке (47)
  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (826)
  • для дома (257)
  • аксесуары (41)
  • книги и журналы (23)
  • мои работы (9)
  • одежда (110)
  • пледы (99)
  • узоры, идеи для творчества (256)
  • шали, палантины, шарфы (51)
  • ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (530)
  • головные уборы (29)
  • разное (12)
  • узоры Хитоми Шидо (8)
  • носки, варежки (58)
  • одежда (120)
  • пледы (33)
  • узоры, идеи для творчества (250)
  • шарфы, палантины, шали (73)
  • ДАЧА (147)
  • «полезности» (20)
  • «скульптура» (26)
  • дизайн садового (дачного) участка (84)
  • мебель (22)
  • садовые растения (9)
  • ДЕКУПАЖ и РОСПИСЬ (179)
  • мои работы (35)
  • ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ (107)
  • УХОД ЗА СОБОЙ (79)
  • КУЛИНАРНАЯ КНИГА (421)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (30)
  • ЛЕЧИМСЯ ВКУСНО (23)
  • БЛЮДА ИЗ РЫБЫ (19)
  • БЛИНЫ, ОЛАДЬИ (8)
  • ПРИПРАВЫ, СОУСЫ (2)
  • ВЫПЕЧКА (107)
  • ДЕСЕРТЫ (13)
  • ЗАКУСКИ (10)
  • ВЫПЕЧКА Праздничная (18)
  • ЗАПЕКАНКИ (17)
  • из кабачков (13)
  • из субпродуктов (9)
  • из тыквы (16)
  • из фарша (8)
  • КАШИ, БЛЮДА ИЗ КРУП (6)
  • МАКАРОШКИ (4)
  • МЯСНЫЕ БЛЮДА (26)
  • НАПИТКИ (14)
  • О ПРЯНОСТЯХ и СПЕЦИЯХ (7)
  • ОВОЩНОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ (26)
  • ОТ КУРОЧКИ РЯБЫ (ИЗ ЯИЦ) (12)
  • САЛАТЫ (32)
  • СУПЫ, БОРЩИ (17)
  • УКРАШЕНИЯ БЛЮД (46)
  • ХЛЕБ (32)
  • МЫЛО (14)
  • НА ЗАМЕТКУ! (31)
  • ОБО МНЕ (1419)
  • чирикаю (78)
  • «ХВОСТИК» (12)
  • 12 месяцев (фотопроект) (10)
  • Ах, как много на свете кошек. (7)
  • иду в гости. (21)
  • из далека. (11)
  • обо всём. (389)
  • культпоход (35)
  • мои питомцы (45)
  • моё рукоделие. (184)
  • мои рукодельные процессы (64)
  • моя коллекция (43)
  • попутчики (22)
  • прогулки. (120)
  • я поздравляю. (179)
  • я читаю. (160)
  • ОРГАНИЗАЦИЯ БЫТА (311)
  • органайзер (140)
  • полезные советы (102)
  • семейный бюджет (6)
  • стирка (9)
  • уборка (22)
  • ПРАЗДНИКИ (38)
  • ПЕРЕДЕЛКИ (117)
  • из старых джинсов (66)
  • ПОДАРКИ (113)
  • упаковка (59)
  • ПОЭЗИЯ (659)
  • ПРИТЧИ (233)
  • СУМКИ (139)
  • УЮТНЫЙ ДОМ (1086)
  • ароматы (8)
  • балкон (16)
  • ванная комната (33)
  • комнатные растения, деревья, букеты (129)
  • игрушка в интерьере (215)
  • идеи для интерьера (298)
  • комнатные растения (9)
  • кухня (191)
  • мои работы (10)
  • подушки (118)
  • пуфики (7)
  • свечи (5)
  • скатерти, салфетки (114)
  • спальня (23)
  • фартуки (16)
  • часы (4)
  • шторы (27)
  • ФЕН-ШУЙ (23)
  • в вышивании (8)
  • кухня (3)
  • прихожая (2)
  • ШИТЬЁ (909)
  • для дома (245)
  • ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ, ПЭЧВОРК (186)
  • полезные советы (73)
  • броши (28)
  • секреты кроя (3)
  • для животных (5)
  • одежда (118)
  • тильды, игрушки, декор (285)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО! (10402)
  • про СЧАСТЬЕ (1069)
  • ИСТОРИЯ (159)
  • медицина, биотехнологии, наука (131)
  • известные женщины (84)
  • ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ (78)
  • кладбищенские истории (46)
  • фотография красоты России (44)
  • Pin-Up (38)
  • активная старость (29)
  • живопись цифровая (22)
  • экскурсии (11)
  • филателия (3)
  • Ar Deko (13)
  • архитектура (53)
  • бонистика, нумизматика, геральдика (43)
  • всё о горячительных напитках (61)
  • всё о кофе и кофе-поэзия (313)
  • вышивка, текстиль (269)
  • гороскопы, гадания, тесты (407)
  • дела рабочие (14)
  • живопись (1873)
  • здоровье, психология (459)
  • иллюстрации, карикатура, рисунки, комиксы (438)
  • искусство (248)
  • искусство Востока (66)
  • история одного бренда (126)
  • история моды, дизайн одежды, аксессуары (162)
  • календари (120)
  • картины-иллюзии (22)
  • кино, мультипликация, музыка (192)
  • кулинарные истории (24)
  • ландшафтный дизайн, парки, лэнд-арт (35)
  • литературно-книжное, русский язык (675)
  • монастыри, церкви (15)
  • мотиваторы и демотиваторы (2127)
  • невероятное, загадочное, таинственное (74)
  • ностальгическое (42)
  • о политике, экономике, нравах, законах, обществе (204)
  • религия (108)
  • скульптура (201)
  • среда обитания (151)
  • традиции, праздники, фестивали (320)
  • уличное искусство (стрит-арт) (176)
  • фарфор, керамика, стекло (92)
  • фотография (254)
  • чай и всё о нём (118)
  • ЮМОР, ПОЗИТИВ (6577)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Утагава Куниёси и его кошки

Утагава Куниёси и его кошки

Творчество японского художника-чудака периода Эдо на современных перьевых ручках.

Чрезмерная любовь к кошкам всегда со стороны выглядит странно. В голове невольно возникают образы старых тетушек-кошатниц в окружении дюжины голодных, орущих котов. А если кошатник — мужчина, да еще и художник, и не просто художник, а мастер гравюры в стиле «укиёэ», тогда — это никто иной как, чудак Утагава Куниёси, творивший в конце XIX века в Японии.

Говорят, что в доме Куниёси всегда жило с десяток кошек. Он настолько их любил, что даже во время рисования картин, клал себе за пазуху одну или две. Свои наблюдения за кошками Куниёси записывал в специальную книгу, а когда кошки умирали, он хоронил каждую с отдельным памятником и соблюдением ритуалов. Но они не сразу стали героями его картин. Как и прочие художники стиля «укиёэ» он рисовал актёров «кабуки», тогдашних красавиц, живописные пейзажи, изображал известные исторические сцены и т.д. Но в отличие от других знаменитых современников Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ, настоящее признание Куниёси получил только в XX веке. Он никогда не сковывал себя в плане композиций. Например, одной из его самых известных картин считается «Миямото Мусаси на ките». Чтобы подчеркнуть, что легендарному мастеру меча нет равных среди людей, художник изобразил Миямото Мусаси, расправляющимся с огромным китом.

Когда в 1843 году японское правительство запретило печатать рисунки театральных сцен, актёров, гейш и куртизанок, многие художники «укиёэ» отчаялись и отказались от своей профессии, но Куниёси продолжал рисовать, и как вы уже, наверное, догадались, он рисовал кошек, да настолько похожими на людей, что в них сразу угадывались известные личности. Кошек можно увидеть на десятках картин Куниёси, и в частности на этом автопортрете художника.

А здесь кошки разучивают мелодию на японском инструменте — сямисэне.

В каждом произведении Куниеси чувствуется невероятное чувство юмора и свобода к экспериментам. Эта картина — изображение японских пословиц и поговорок, где упоминаются кошки. Например, «положить перед котом рыбу» означает попасть в ситуацию, которая может плохо закончится в любой момент, а «метать монеты перед котом» аналогично нашим свиньям и бисеру.

А теперь попробуйте отгадать, что значит японская пословица, нарисованная в центральной части гравюры, которую можно дословно перевести так: «как коту хвост». На русский язык обычно это переводят, как «рыбе зонтик», «корове седло» или пятое колесо телеги. Потому что японская народная мудрость считает, что хвост, — вещь бесполезная и котам совсем ненужная. Кстати, обратили ли вы внимание, что на этой гравюре хвосты у котов короткие? Не все знают, что это, на самом деле, не результат плохого отношения к котам или упомянутой пословицы, а генетическая особенность японских кошек. Хотя и существует легенда, что хвосты котам были отрезаны по приказу императора, после того, как большой, пушистый хвост одной из императорских кошек загорелся от жаровни, и его владелица, выбежав на улицу, подожгла город.

Вообще дикие кошки в Японии водились давно, но вот одомашненные появились как подарок из Китая японскому императору. Кошек держали только при дворе, и их даже награждали титулами чиновников, ведь служба была у них очень важная — ловить мышей, которые портили императорские свитки. Собственно говоря, по одной из версий японское слово кошка — «нэко» происходит от «нэкома», что означает «ждущая мышку». Правда по другой версии «нэко» означает «спящая». Но никто не поспорит, что и с тем, и с другим любые кошки справляются на ура. Что касается борьбы с обычными, не дворцовыми мышами, то население долгое время боролось с ними при помощи статуэток, которые были призваны своим видом отпугивать мышей. И хотя в XVII веке кошек «освободили от службы» при дворе, и они распространились по всей стране, простой народ еще долго верил в чудодейственную силу кошачьих изображений.

Вот такой симпатичный кот с розовым бантиком на шее, нарисованный Утагава Куниёси, — это тоже больше, чем просто картинка. В период Эдо время сёгунов, поэзии и железного занавеса, подобные рисунки продолжали служить талисманами от мышей. Их можно было приобрести на рынках или получить «в придачу», покупая лекарства у бродячих фармацевтов.

Сама картина называется «Кот, устрашающий мышей», а надпись слева содержит такие строки: «. Повесьте картину дома, и да вселит она страх в мышей, узрящих ее. Изведутся мыши со временем да перестанут являться в дом. Но даже, если и появятся мыши, то не посмеют бесчинства творить. И вправду чудна картина эта».
Любовь к творчеству этого художника, в котором так явно ощущается свобода, новаторство и детское озорство, до сих пор разделяют многие люди, и не только любители кошек.
Одна из японских современных писательниц, большая почитательница гравюр Куниеси, решила запечатлеть его котов на своей любимой писательской принадлежности — перьевых ручках. Японская компания NAKAYA откликнулась на эту просьбу, и вот результат ручной работы ее мастеров. Первая из них создана по мотивам гравюры, указанной выше.

При изготовлении этого произведения мастера NAKAYA окрасили золотом основу ручки, белые части кота нарисованы по старинной японской технике «макиэ» с использованием белого лака и порошка из палладия.

На колпачке ручки изображена маленькая птичка, именно на нее направлен хитрый взгляд кота. Сам колпачок обработан достаточно тонким слоем киновари, чтобы просвечивалось перо. На захвате изображена сделанная из черненого золота мышь, прячущаяся внутрь ручки, а на конвертере внутри ручки — маленькая золотая рыбка. Все три — любимые лакомства кошек.

В верхнюю часть ручки инкрустирован бриллиант 0,5 карат, а бриллиант на 0.1 карата украшает ошейник кота.

Как и прочие дружелюбные коты на гравюрах вверху, этот обаятельный кот имеет короткий хвостик. Но это не значит, что в Японии не водились коты с длинными хвостами. Просто их традиционно в Японии не очень жаловали. Возможно из-за того, что длиннохвостые коты были дикими и, соответственно, агрессивными в отличие от короткохвостых игривых питомцев. Японцы их считали «бакэ-нэко», котами-оборотнями, и сочинили про них множество легенд. По разным преданиям, чтобы стать оборотнем коту полагалось прожить более тринадцати лет, весить около четырех килограмм или же отрастить достаточно длинный хвост. Такой кот получал возможность ходить на задних лапах, кидаться огненными шарами, изрыгать пламя и даже превращаться в человека, съев предварительно своего хозяина. Особым признаком того, что кот собирается перейти на тёмную сторону, было питье лампадного масла (его делали из рыбьего жира, поэтому пристрастие кошек к нему неудивительно). Особенно популярной в эпоху Эдо была страшилка о кошках-оборотнях и роде Набэсима. По одной из версий кошки убили глав семьи Набэсима и, приняв их облик, начали войну с родом Арима. Кота-оборотня из этой истории не обошёл своим вниманием и Утагава Куниёси.

Бакэ-нэко, как и полагается японским приведениям, приятным нравом не отличались, но иногда по прихоти могли и помочь людям. А вот кот, отрастивший два хвоста, переходил уже на следующую ступень и становился «нэко-мата», котом-демоном. От такого точно добра не жди. На гравюре художника Итиюсай Кунитэру (другое имя Утагава Кунитэру) изображен кот-оборотень из легенды «О происхождении камня в форме кошки у постоялого двора Окабэ на тракте Токайдо».

Вдохновившись этими гравюрами в стиле укиёэ компания NAKAYA создала еще одну ручку с кошачьей тематикой, но на этот раз ее героем стал длиннохвостый кот-оборотень. На ручке кот прорывается внутрь дома сквозь обтянутые рисовой бумагой окна, так называемые сёдзи. С закрытым колпачком видно всю картину полностью, так, например, сухие ветки виноградной лозы, оплетающие окно, не прерываются, а из порванной дырки в сёдзи видны веточки ивы.

Белые части кота нарисованы при помощи белого лака и порошка из палладия по технике такамакиэ. Глаза сделаны из зеленого золота, обрисованного киноварью, а его шерсть — из желтого золота.

Порванные дырки в сёдзи покрашены киноварью. Яркий цвет этого лака подчеркивает тот «иной» мир, из которого пришел кот.

Но и со снятым колпачком ручка полна маленьких сюрпризов — на открывшемся захвате вы сможете увидеть маленький череп, из которого растут золотые ивовые ветки. Череп на захвате сделан из серебра, ивовые ветки — из зеленого золота, а камни — из желтого золота.

Сама тема этого произведения, несмотря на безумный вид кота, содержит толику юмора, ведь наши пушистые питомцы не всегда бывают покладистыми. Компания NAKAYA создала еще множество произведений, созданных по мотивам древних историй, преданий и легенд.

Предлагаем вашему внимание маленькую подборку:

Модель «Запад встречает Восток»

Модель в технике «нэгоро-нури»

Модель «Кольчуга»

Модель «Перламутровый декагон»

Модель «Серебряные волны»

Модель «Череп» из коллекции «Сумико»

Модель «Спускающийся дракон»

«Натюрморт» из перьевых ручек NAKAYA

Источник