Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
Хиты Алексея Рыбникова, ч.3: история песен из к-ф «Приключения Буратино» (1975)
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»
«Приключения Буратино» режиссёра Леонида Нечаева, наверное, до конца жизни останется для меня одним из шедевров советского детского кино. Кратко о нём можно сказать фразой Карабаса Барабаса: «Это просто праздник какой-то!».
В фильме, как в призме, идеально сошлось всё — замечательная сказка Алексея Толстого, блестящий актёрский состав, динамичный сюжет, который несмотря на обилие песен, нигде не «провисает». Более того, музыка Алексея Рыбникова сама задавала сюжету тон, а персонажам характер. И что самое поразительное — в саундтреке нет ни одной «проходной» песни.
А. Рыбников:
«»Буратино» начался с того, что мне принесли сценарий Инны Веткиной, там же было заложено содержание песен. И так изумительно были раскрыты образы, что я, прочитав сценарий, испугался. Испугался ответственности и перед зрителями, и перед самим собой. Я думал, что если я не смогу написать достойной музыки для самой моей любимой сказки, то я брошу заниматься музыкой совсем. Я забросил все дела и приготовился к серьёзной работе. А получилось всё очень легко».
Кстати, поначалу Инна Веткина написала свой сценарий не для фильма, а для 5-серийного мультика. Когда Нечаеву буквально навязали этот сценарий, он пошёл на авантюру — вырвал несколько страниц, переделал всё в 2-хсерийный телефильм, и в таком виде его поставили в план на «Беларусьфильме».
Л. Нечаев:
«Тут как раз было время его утверждения. Я приехал в Москву, поговорил с Веткиной. Она была в ужасе. Но как-то очень быстро мы с ней договорились. Самое главное, я понял, что нужно его делать музыкальным и фейерверкным»
Актёрам была дана редкая возможность проявить себя в качестве певцов, но многие этого побаивались. Тогда Рыбников стал искать к каждому индивидуальный подход.
А. Рыбников:
«Я сочинял музыку специально для них. Я сначала изучал, что они могут, что не могут, пределы их возможностей, выпячивал самые выигрышные их стороны и убирал в тень то, что они не могут».
Первоначально Нечаев хотел, чтобы слова к песням сочинял Юлий Ким, однако из-за своей диссидентской деятельности поэт был в опале. Тогда режиссёр обратился к Булату Окуджаве. Окуджава согласился, но особо не спешил, так как не знал, что тексты нужны до съёмок. Когда же припекло, выяснилось, что Булат Шалвович не только ничего не сделал, но и уехал на отдых в подмосковные Дубовцы.
Недолго думая, Нечаев едет вслед за ним, селится в тот же санаторий в соседнем с Окуджавой номере и каждое утро стучит ему в стенку — мол, когда напишешь? Тактика измора принесла плоды — за неделю Окуджава разродился целым ворохом текстов, в числе которых были песни Карло и Карабаса, «Поле Чудес», «инфантильно-любовная» баллада Пьеро с гениальными строчками «Не нужна мне малина, Не страшна мне ангина…»
и, конечно же, знаменитая песня Кота и Лисы в харчевне «Трёх пескарей». Последняя первоначально содержала ещё один куплет, который в итоге пришлось сократить:
Какое небо голубое!
Живут на свете эти трое.
Им, слава богу, нет конца.
Как говорится, зверь бежит
И прямо на ловца!
Знакомые Окуджавы утверждают, что он сочинил ещё два куплета — про пьяницу:
На пьяницу не нужен нож,
ему немножечко нальёшь
и делай с ним, что хошь!
и женщину:
На женщину не нужен нож!
Ты ей немного подпоёшь,
ты ей покажешь медный грош,
ты ей с три короба наврешь,
ты ей немножечко нальёшь!
И делай с ней, что хошь!
Но, понятно, что адресовались они вовсе не детской аудитории. Интересно, что набросок вступительной мелодии к этой песне (то самое «Лап-таби-тибу-дудай!») Рыбников написал ещё давно.
А. Рыбников:
«Гарри (Бардин — С.К.) очень часто бывал у нас в гостях, а я любил импровизировать. У меня такое ощущение, что эту мелодию я сочинил, чтобы моя маленькая дочь что-то станцевала гостям. Я взял это и сыграл — просто так, как шутку».
На съёмках «Буратино».
Р. Быков:
«Когда я стал петь кота Базилио, то я стал искать характер в самом вокале, в самом пении. Этому очень помогла музыка композитора Рыбникова, который нашёл прекрасную интонацию для моего кота. Я себе представил такого, понимаете ли, немножко Армстронга. Это было довольно сложно, потому что слова и музыку написал Булат Окуджава. Он сам исполнял эту песню, исполнял великолепно. Его исполнение этой песни было мудрое, философское, глубокое, и она вступала в некое противоречие с самим игровым решением, которое мы задумали. Потому что мы решали роли более игрово, празднично, ярко, можно даже сказать легкомысленно. И здесь Алексей Рыбников как раз нашёл интонацию, которая очень помогла и мне, и актрисе Елене Санаевой, которая исполнила лису Алису».
После «мозгового штурма» Окуджавы возникла новая проблема: текстов было очень много, но не все их утвердило Гостелерадио, посчитав слишком философски-завёрнутыми. Так осталась не у дел, первая версия песни черепахи Тортиллы («Стать богатеем иной норовит…»), которая позже войдёт в другой фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный».
Для написания недостающих текстов на помощь призвали Юрия Энтина. Именно он написал песни для Дуремара, пауков и романс Тортиллы, который Рыбников специально стилизовал под старинные итальянские песенки. Когда песни уже утвердили, неожиданно заартачилась сама «черепаха» — актриса Рина Зелёная.
Леонид Нечаев:
«Помню, пригласил на Тортиллу Раневскую. Я позвонил ей, она говорит: «Да, интересно, очень интересно: мне только черепаху и играть. Только знаете, Ленечка, я согласна в том случае, если съемки будут проходить в моем подъезде». И вот попалась Рина Зелёная, которая не снималась перед этим лет 15».
Сначала актриса стеснялась петь. Когда же, наконец, согласилась, то потребовала убрать из текста целый куплет.
«Буквально за день до записи раздается звонок Зелёной: «Юрочка, вы написали потрясающую песню, я ее выучила, это просто чудо какое-то. Первый куплет замечательный и третий, а во втором вы написали:
Мне казалось — счастье рядом,
Только лапу протяни.
Но осенним листопадом
Прошуршали лета дни.
Старость все-таки не радость,
Люди правду говорят…
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад!
Это про меня, я ведь старуха». Я говорю: «Никакая вы не старуха: вам всего триста лет, и вы — черепаха. Я писал не для вас»».
Уговоры не помогли, куплет всё-таки выбросили. Однако фонограмму перезаписывать не стали — вместо недостающего куплета просто звучала музыка, а лягушки кружили Тортиллу по глади пруда.
Наиболее тяжело далось Энтину сочинение заглавной песни. Теперь окучиванием поэта занялся композитор. Рыбников привёз Энтина в роскошный Дом творчества композиторов в Рузе и снял тому целый номер с белым роялем. Когда композитор заглянул туда вновь, выяснилось, что белый рояль не помог, и слов всё ещё нет.
Неожиданно Рыбников вспомнил, что у него есть одна «буратинная» тема, но она очень проблемная.
А. Рыбников:
«Я вообще считал её неприменимой, потому что там идёт скороговорка, потом — какие-то отдельные ноты. Я думаю: «Ну, как? На это стихи невозможно написать». Но всё произошло в течении буквально 1-2 часов. Вдруг Энтин на эту мелодию скороговорку придумал, а на эти отдельные ноты, которые «торчали», было просто сказано: «Бу!», «Ра!», «Ти!», «Но!»» — и всё».
Так недостаток стал достоинством. Куплеты превратились в некие загадки («Кто доброй сказкой входит в дом. » и т.д.), а припев-кричалка ответом. Кстати, исполнить эту песню в начальных титрах приглашали Аллу Пугачёву, но молодая и тогда малоизвестная певица почему-то отказалась. В итоге песню исполнила Нина Бродская.
Успех фильма был необычайный. Нечаев и Рыбников стали страшно востребованными. В 1976 году песни из «Буратино» вышли на гибких пластинках-вложениях в журнале «Колобок», а вскоре и на виниле. Правда, здесь арии Карабаса почему-то исполнял не актер В. Этуш, а Р. Филиппов.
Ситуацию прояснил кинокритик Александр Шпагин:
«Роман Филиппов начинал сниматься в фильме в роли Карабаса, но — не потянул. Быков, Басов, Гринько и прочая команда его забивали и попросту сметали. А он ведь все-таки должен быть харизматичным, это же Карабас!
Но Филиппов — конечно, актер послабее, чем Этуш. Произошло его «увольнение» после отснятой трети, если не половины фильма.
Роман Филиппов.
Этуша Нечаев уговорил и тот спас ситуацию — поэтому часть сцен с Карабасом была переснята. А так уже и в «СОВЕТСКОМ ЭКРАНЕ», и в «КИНОПАНОРАМЕ» было объявлено, что играет Филиппов.
Поэтому первый вариант песен был записан им — песни-то пишутся до съемок.
Зато Рыбников распознал, что у Филиппова уникальный бас-профундо, который он, к сожалению, нигде не использует. И через несколько лет Рыбников пригласит его для записи вступления в «ЮНОНУ И АВОСЬ» («Бьет двенадцать годов, как часов…»)».
Другие песни из к-ф «Приключения Буратино»:
Автор: Сергей Курий
июль 2014 г.
Источник
Приключения Буратино (1975)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
тексты песен
Стихи Булата Окуджавы, Юрия Энтина.
Буратино (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина)
Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?
Бу! Ра! Ти! Но!
Буратино!
На голове его колпак,
Но околпачен будет враг,
Злодеям он покажет нос
И рассмешит друзей до слез,
Он очень скоро будет тут,
Скажите, как его зовут?
Бу! Ра! Ти! Но!
Буратино!
Он окружён людской молвой,
Он не игрушка — он живой!
В его руках от счастья ключ,
И потому он так везуч,
Все песенки о нём поют,
Скажите, как его зовут!
Бу! Ра! Ти! Но!
Буратино!
Песня Дуремара (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина)
О птичках поёт птицелов,
О рыбках поёт рыболов,
А я пиявках пою,
За денежки их продаю!
Принимаются заявки
На лечебные пиявки
От бронхита, тонзилита,
От печёнки, селезёнки,
От полипа и от гриппа
Помогут вот эти козявочки —
Мои дорогие, мои дорогие,
Весьма дорогие пиявочки.
Припев:
Но от жадности, ква-ква,
И от скупости,
И от подлости, ква-ква,
И от глупости,
И ещё от хвастовства,
Ква-ква-ква да ква-ква-ква,
Не поможет твой товар,
Злой противный Дуремар.
Поёт о цветах цветовод,
О пчёлках поёт пчеловод,
А я пиявках пою,
За денежки их продаю!
Ликвидируют пиявки
И прыщи и бородавки.
От икоты и зевоты,
Ожиренья, облысенья,
Слепоты и глухоты
Помогут вот эти козявочки —
Мои дорогие, мои дорогие,
Весьма дорогие пиявочки!
Припев.
Но от жадности, ква-ква,
И от скупости,
И от подлости, ква-ква,
И от глупости,
И ещё от хвастовства,
Ква-ква-ква да ква-ква-ква,
Не поможет твой товар,
Злой противный Дуремар.
Песня Карабаса-Барабаса (муз. А.Рыбникова, сл. Б.Окуджавы)
Считайте меня подлым —
Да! Я готов на подлости!
Эх! Я готов на подлости!
Ух! Я готов на подлости!
Но лишь бы в потасовке
Хватило бы мне бодрости,
Но лишь бы в потасовке
Хватило бы мне бодрости,
Хватило бы мне бодрости,
Хватило бы мне бодрости!
Зовёте меня гадким?
Да! Я готов на гадости!
Эх! Я готов на гадости!
Ух! Я готов на гадости!
Но лишь бы всё захапать
К своей великой радости,
Но лишь бы всё захапать
К своей великой радости,
К своей великой радости,
К своей великой радости!
Плевать на унижения —
Да! Я готов унизиться!
Эх! Я готов унизиться!
Ух! Я готов унизиться!
Но лишь бы к сладкой цели
Хоть чуточку приблизиться,
Но лишь бы к сладкой цели
Хоть чуточку приблизиться,
Хоть чуточку приблизиться,
Хоть чуточку приблизиться!
Песня Кота и Лисы (муз. А.Рыбникова, сл. Б.Окуджавы)
Лап то бу ди дубудай,
Лап то бу ди дубудай,
Лап то бу ди дубудай
Лай лай лай, лай лай лай,
Лай лай лай лалалалалала.
Пока живут на свете хвастуны,
Мы прославлять судьбу свою должны.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На хвастуна не нужен нож,
Ему немножко подпоёшь
И делай с ним, что хошь.
Покуда живы жадины вокруг,
Удачи мы не выпустим из рук.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На жадину не нужен нож, —
Ему покажешь медный грош
И делай с ним, что хошь!
Покуда есть на свете дураки,
Обманом жить нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На дурака не нужен нож, —
Ему с три короба наврёшь —
И делай с ним, что хошь!
Песня кукол (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина)
Карабаса страшный бас
И страшные гримасы.
Страшней, чем этот Карабас,
Не сыщешь Барабаса.
Припев:
Тише, тише. Что он прячет?
Если прячет, это значит —
Тайну прячет он от нас.
Тише, тише.
Осторожно!
Догадаться невозможно,
Что скрывает Карабас.
Припев.
Тише, тише. Что он прячет?
Если прячет, это значит —
Тайну прячет он от нас.
Песня Папы Карло (муз. А.Рыбникова, сл. Б.Окуджавы)
Из пахучих завитушек, стружек и колечек,
Мне помощником под старость и на радость вам
Скоро-скоро деревянный выйдет человечек,
Будет с кем мне под шарманку топать по дворам.
Вот уже почти готов он — добрый человечек,
Я вложу в него надежду и одежду дам,
Он спасёт нас от печали, от нужды излечит,
Будет с кем мне под шарманку топать по дворам.
Песня пауков и Буратино (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина)
Детям глупым, непослушным —
Место лишь в чулане душном.
По заслугам получают
Те, кто сорятся, кричат.
Припев:
— Надоело! Поучают, поучают!
Надоело! Поучают, поучают!
— Поучаем, поучаем .
— Поучайте лучше ваших паучат!
Ай, глупы, как пробки, дети,
Их затягивают в сети.
Там и жизнь они кончают —
Им не вырваться назад.
Припев.
— Надоело! Поучают, поучают!
Надоело! Поучают, поучают!
— Поучаем, поучаем .
— Поучайте лучше ваших паучат!
Песня пауков и Буратино (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина)
Детям глупым, непослушным —
Место лишь в чулане душном.
По заслугам получают
Те, кто сорятся, кричат.
Припев:
— Надоело! Поучают, поучают!
Надоело! Поучают, поучают!
— Поучаем, поучаем .
— Поучайте лучше ваших паучат!
Ай, глупы, как пробки, дети,
Их затягивают в сети.
Там и жизнь они кончают —
Им не вырваться назад.
Припев.
— Надоело! Поучают, поучают!
Надоело! Поучают, поучают!
— Поучаем, поучаем .
— Поучайте лучше ваших паучат!
Песня Пьеро (муз. А.Рыбникова, сл. Б.Окуджавы)
Поздней ночью в небе одна
Так соблазнительно светит Луна
И я б хотел для Вас с небес
Её достать,
Но как мне быть, —
Ведь ночью нужно спать?
Припев:
Не нужна мне малина,
Не страшна мне ангина,
Не боюсь я вообще ничего!
Лишь бы только Мальвина,
Лишь бы только Мальвина,
Лишь бы только Мальвина
Обожала меня одного.
Утром на зорьке ранней порой
Солнышко низко висит над землей
И я б хотел для Вас с небес
Его достать,
Но как мне быть, —
Ведь утром трудно встать?
Припев.
Не нужна мне малина,
Не страшна мне ангина,
Не боюсь я вообще ничего!
Лишь бы только Мальвина,
Лишь бы только Мальвина,
Лишь бы только Мальвина
Обожала меня одного.
Песня фонарщиков (муз. А.Рыбникова, сл. Б.Окуджавы)
Мы люди неплохие.
Чуть вечер, мы в пути.
Фонарщики лихие,
Волшебники почти.
Припев:
Шагаем вслед, вслед, вслед,
Туда, где тень, тень, тень.
Да будет свет, свет, свет.
Как будто день, день, день.
Мы не играем в прятки.
С полночной тьмой, о нет.
Все тайны и загадки
Пожалуйте на свет.
Припев.
Шагаем вслед, вслед, вслед,
Туда, где тень, тень, тень.
Да будет свет, свет, свет.
Как будто день, день, день.
Поле Чудес (муз. А.Рыбникова, сл. Б.Окуджавы)
Не прячьте ваши денежки по банкам и углам.
Несите ваши денежки, иначе быть беде.
И в полночь ваши денежки заройте в землю там.
И в полночь ваши денежки заройте в землю где? —
Припев:
Не горы не овраги и не лес,
Не океан без дна и берегов,
А поле, поле, поле, поле чудес,
Поле чудес, в стране дураков.
Крекс-пекс-фекс..
Полейте хорошенечко, советуем мы вам.
И вырастут ветвистые деревья в темноте.
И вместо листьев денежки засеребрятся там.
И вместо листьев денежки зазолотятся где? —
Припев.
Не горы не овраги и не лес,
Не океан без дна и берегов,
А поле, поле, поле, поле чудес,
Поле чудес, в стране дураков.
Крекс-пекс-фекс..
Романс Тортиллы (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина)
Затянулась буpой тиной
Гладь стаpинного пpуда.
Ах, была как Буpатино
Я когда-то молода.
Был беспечным и наивным
Чеpепахи юной взгляд,
Всё вокpуг казалось дивным
Тpиста лет тому назад.
Юный дpуг, всегда будь юным,
Ты взpослеть не тоpопись,
Будь весёлым, деpзким, шумным,
Дpаться надо — так деpись!
Hикогда не знай покоя,
Плачь и смейся невпопад,
Я сама была такою
Тpиста лет тому назад.
Финальная песня (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина)
— Я убедился нынче сам,
Что надо верить чудесам.
Понять всё это мне помог
Один веселый паренёк.
Ребята, не сочтя за труд,
Скажите, как его зовут?
Припев:
Бу! Ра! Ти! Но!
Буратино!
— Есть у меня теперь сынок.
Я буду с ним не очень строг.
Он из полена вдруг возник —
Великий юный озорник.
Таких, как он, повсюду ждут.
Скажите, как его зовут?
Припев.
Бу! Ра! Ти! Но!
Буратино!
— Свободу куклам он принёс.
Ему отныне предан пёс.
— Ах, не опишет и перо,
Какой восторг в груди Пьеро.
— И всё же, он — великий плут.
Скажите, как его зовут?
Припев.
Бу! Ра! Ти! Но!
Буратино!
— И Дуремар, и Карабас
Мной одурачены не раз.
Лиса хитра и кот-прохвост,
Но ведь и я не так-то прост,
Недаром обо мне поют.
Все знают, что меня зовут:
Источник